Татьяна Быкова
Мини-музей в средней группе «Такие разные часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Такие разные часы».
Цель создания: научить детей пользоваться часами, ориентироваться во времени по часам.
Специальный мини-музей часов служит не только иллюстрацией к рассказам педагога, но и помогает детям использовать полученные знания на практике: помогает узнать, как наши предки определяли время до изобретения приборов.
Как оформить.
Публикация «Мини-музей в средней группе „Такие разные часы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Часы, часики. Мини-музеи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Музей можно создать в группе, выделить уголок на видном месте. Занятия проводит воспитатель. Предметы могут быть представлены экспозицией, посвященной одной теме. Формы работы с детьми могут быть различными: традиционные занятия по ознакомлению с историей возникновения часов; досуг; самостоятельная деятельность; сюжетно-ролевая игра и пр.
Разделы и экспонаты.
1. Исторические факты.
Сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихи о часах.
Дидактические игры.
Часы (от раритетных до современных)
Предметы с изображением часов (посуда, вышивки, открытки и т. д.)
Экспонаты размещаются в специально отведенном месте для мини-музея (шкаф, полочки, стол и пр.). Среди них могут быть как предметы, так и их изображения (иллюстрации).
Некоторые разделы хорошо дополнить дидактическими пособиями, играми, материалами практической деятельности.
2. Раздел «Время»
3. «Природные часы»
Экспонаты этого раздела служат своеобразной иллюстрацией к рассказам педагога о том, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов.
В его состав включены:
а) Солнце (картинка, игрушка, аппликация по ткани и т. д.)
б) Петух (игрушка, картинка и т. д.)
в) Цветочные часы (макет, картинка)
2.2 «Часы, которые изобрел человек».
Эта часть экспозиции знакомит детей с эволюцией приборов, измеряющих время.
А) солнечные часы
б) водные часы
в) песочные часы
г) огненные часы
д) современные часы
3. Уголок самостоятельной деятельности
В этом разделе собраны приборы и дидактические игры, пособия, с которыми дети могут работать самостоятельно.
Как использовать мини-музей в работе с детьми.
1. Чтение. Экспонаты служат хорошим иллюстративным материалом ко многим литературным произведениям
а) Т. Д. Нуждина «В мире вещей», главы «Часы», «Будильник»
б) В. Берестов «Часы»
в) В. Приходько «Часы»
2. Изготовление моделей
Дети самостоятельно могут изготовить часы, опираясь на образец.
3. Работа с дидактическими пособиями, играми.
В играх дети закрепляют полученные знания.
Мини-музей в средней группе «Часы».
Подготовили: Быкова Т. Н., Абрамова Я. А.
Профиль музея: познавательный, творческо-информационный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность создания мини - музея "Часы".
Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.
Тема «Часы» возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.
Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.
Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.
Возраст детей, содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Деятельность мини-музея «Часы» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия детьми четкого представления о времени.
Цель создания мини-музея :
Создание системы работы по формированию временных представлений у детей средней группы через деятельность мини-музея.
Задачи мини-музея :
-формировать представление о музее. Познакомить средней группы с временными понятиями посредством мини-музея «Часы».
-развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
-расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день.
-расширять активный словарь по теме «Время»
-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели, оказывать поддержку друг другу.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребенка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности;
• Принцип сотрудничества и взаимодействия.
План работы по созданию мини-музея «Часы»
Октябрь: определение темы и названия мини-музея. Сбор и пополнение экспонатов для мини-музея.
Ноябрь: оформление выставки экспонатов мини-музея «Часы".
Декабрь: проведение экскурсий по мини-музею «Часы»
Декабрь: создание консультации для родителей и воспитателей. Изготовление макетов часов из бумаги, дидактических игр, проведение занятий.
Январь: подведение итогов мини-музея
Деятельность с детьми по формированию временных представлений:
• Создание и рассматривание альбомов «Какие бывают часы?», «В мире часов» (обобщение имеющихся у детей знаний);
• Слушание аудиозаписи звона и боя часов, по которому определяли названия часов.
• Конструирование часов из бумаги.
• Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь»;
• НОД по ознакомлению с мини музеем "часы" в средней группе;
Перспективное планирование мини-музея.
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Работа с родителями.
3. Пополнение музея экспонатами.
4. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
«История часов»
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Определение времени по часам».
Опыты, экспериментирование
1.«Часы и время»
Цель: развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.
2. Опыт
«Изготовление солнечных часов».
Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.
Дидактическая игра
«Кто больше занят?»
Цель: закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.
Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».
Цель: закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.
Роль родителей в реализации проекта.
- Участие в сборе экспонатов
Развлечение «История часов, или какие бывают часы?».
Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».
Досуг:
«Путешествие в мир часов».
Цель: Закрепить знание детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно–следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.) ; подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.
Викторина: «Какие бывают часы».
Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.
Дидактические игра «Каждому предмету свое время».
Цель: закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.
Дидактическая игра
«Выбери, что нужно для часов».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Досуг
«Путешествие в страну часов»
Цель: закрепить с детьми, как люди узнавали время до изобретения часов; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам, как человек должен относиться к часам.
Приложение.
Конспект организованной образовательной деятельности
в средней группе «История часов»
Цель: знакомить с историей возникновения часов, их разновидностями, принципе их
работы и роли в жизни человека. Формирование представления детей о часах,
истории создания часов. Обогащение представлений детей о мире окружающих
предметов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов. Подвести к
пониманию назначения и функции часов. Подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Воспитатель обращает внимание детей на окно (на окне висит шарик, в шарике письмо).
Воспитатель: Как нам достать письмо? (варианты ответов).
Воспитатель лопает шарик, читает письмо:
Воспитатель: Здесь загадка для нас, отгадаете её?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
Стучат, стучат
Не велят скучать
Идут, идут-
А все тут да тут.
Дети: Часы.
Воспитатель: Мы сегодня отправимся в мир часов. Хотите увидеть и побольше узнать о
часах?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны часы?
Дети: Чтобы не опаздывать на автобус, на работу, в кино, в магазин и т. д.
Воспитатель: Да часто мы слышим: "Одевайся быстрее, а то опоздаем в детский сад, в гости, на автобус. "Если бы не было часов, как бы мы с вами жили? (ответы детей)
Воспитатель: Умеете пользоваться часами?
Дети: Нет.
Воспитатель: Не огорчайтесь - скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом
помогу. Послушайте стихотворение о часах?
Часы ведут секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час за годом год
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам.
Кто жить умеет по часам,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Воспитатель: Но как же люди тогда обходились без часов?
Знаете ли вы, какие часы называются живыми?
А вы слышали про живые часы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”. Узнали кто это?
Дети: Петух.
Воспитатель: Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Скоро утро! Довольно спать!
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за деревней после третьих петухов».
Воспитатель: Удобно ли определять время по таким часам? Почему?
(ответы детей).
Воспитатель: А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.
Показ картинки «Солнечные часы».
Воспитатель: Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялосьсолнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – порадомой возвращаться, спать ложиться.
Воспитатель: Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
Как вы думаете, почему?
Дети: В пасмурный, дождливый день определить время трудно, потому что
нет солнца.
Воспитатель показывает принцип работы солнечных часов с помощью круга с палочкой в центре и светильника.
Воспитатель: Слышали ли вы о цветочных часах?
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются вечером, а третьи – только
ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им
вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке,где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время.
Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем
часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
Воспитатель: Удобны ли такие часы, какие у них есть недостатки?
(ответы детей).
Воспитатель: И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий
стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей
она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки,
которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в
сосуд налили воду. Это были водяные часы.
Показ картинки «Водяные часы».
Воспитатель: Как вы думаете, удобны ли эти часы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно
доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Воспитатель: Похоже устроены и песочные часы.
Показ картинки «Песочные часы».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о том, где используют песочные часы в
наше время. Часто их используют в медицине. Когда проводят
процедуры. Удобно ли пользоваться этими часами. Почему?
(ответы детей).
Воспитатель: А еще люди когда-то придумали огненные часы.
Показ картинки «Огненные часы».
Воспитатель: Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее
штрихами. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда
прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воскападали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой сигнализацией времени.
А эти часы удобны?
Дети: Нет. Они работали только в помещении, где нет ветра.
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании - "Задуй свечу.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук"у".
Воспитатель: Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемсядо сих пор. Это часы с механизмом.
Показ картинки «Механические часы».
Воспитатель: Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не
раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за
другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а
стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов
поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не
останавливались, их постоянно нужно заводить.
А какие часы не надо заводить? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Не нуждаются в заводе электронные часы.
Показ картинки «Электронные часы».
Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок - на экране светятсяцифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы, люди
начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку.
Каких только часов не придумали.
Физкультминутка "Тик-так".
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. Наклоны влево-вправо
А в часах сидит кукушка.
У нее своя избушка. Дети садятся в глубокий присед
Прокукует птичка время,
Снова прячется за дверью Приседания
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. Круговые вращения руками или туловищем.
А часы идут. идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедление темпа.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят бег на месте.
Если их не заведут,
То они совсем встают. Дети останавливаются.
Воспитатель: Дети, наше путешествие началось с каких часов, какими
закончилось?
(ответы детей)
Игра «Цепочка»
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом».
Из представленных картинок выложить цепочку появления часов. Брать по одной картинке и поставить её в нужное место.
Воспитатель: А сейчас я вам хочу предложить игру "Кто больше знает о часах?" За
каждый правильный ответ вы получите смайлики.
1. При помощи какого прибора измеряется время?
2. Какие часы были до появления современных часов?
3. Как называются часы, которые стоят на полу? на столе?
4. Как называются часы, которые висят на стене?
5. Как называются часы, которые носят на руке?
6. Какую пользу приносят часы человеку?
7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
Воспитатель: Чем сегодня занимались? Что больше всего вам запомнилось?
понравилось?
(ответы детей)