Ольга Горькова
Мини-музеи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре своей Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Замечательная форма работы, позволяющая решать эти задачи – музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Публикация «Мини-музеи в детском саду» размещена в разделах
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Одна из годовых задач нашего детского сада – развитие культуры общения дошкольников через совместную деятельность ДОУ и семьи. Поэтому был объявлен конкурс «мини-музеев», в котором приняли участие почти все группы детского сада. Организация музея не просто работа, которая объединяет всех участников воспитательного процесса – педагогов, воспитанников и родителей. Это творческий процесс, который увлекает, захватывает и радует!
Дети любят коллекционировать! Задача педагогов – грамотно направить и организовать, задача родителей – поддержать и помочь. Если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а так же во взаимоотношениях между детьми.
Для поднятия интереса детей к коллекционированию важно не только создавать саму коллекцию, но и стараться про неё рассказывать, что в ней интересного, занимательного, чем она отличается от других коллекций. Чем интереснее представляет свой материал коллекционер, тем увлекательнее будет этот материал для слушателей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
Сколько нового узнали все создатели мини-музеев! Сколько впечатлений и эмоций!
Как, например, появились шкатулки? Целую коллекцию коробочек, ларчиков, сундучков собрали воспитанники подготовительной группы. И о каждой – свой рассказ!
Сколько видов русской матрешки вы знаете? Как она создавалась и чем украшалась? Воспитанники старшей группы ответят на эти и другие вопросы, а также с радостью покажут свою коллекцию русских матрешек.
Сколько разных часов существует на свете? В мини-музее средней группы собрано более 30 экспонатов! Часы наручные, настенные, электронные, песочные, водные, командирские и даже с кукушкой! Ребята расскажут и покажут много увлекательного!
Что интересного в обыкновенных пуговицах? Ничего? А дети из второй младшей группы так не считают! Вместе с воспитателями они вырастили «пуговичное дерево», соорудили собственный «Памятник пуговице», а главной хранительницей их мини-музея стала сама «Королева пуговиц».
А для самых маленьких воспитателями и родителями создан интереснейший мини-музей кукол! Здесь есть куклы, имеющие свою неповторимую историю; куклы, которые хранят тепло маминых рук; народные куклы. Есть даже куклы ростом как сами дети!
После просмотра всех экспозиций ребятам были предложены мастер-классы:"Кукла -пеленашка", "Бумажная шкатулка" и "Матрешка".
Используя в своей работе принцип музейной педагогики, мы помогаем детям вырасти интеллигентными людьми, с детства приобщенными к культуре и одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, прикоснувшись к музейному делу и полюбив его, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.