Наталья Носаева
Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини музеи ДОУ- как средство патриотического воспитания».
Методическое пособие
для воспитателей
МБДОУ № 199 г. Оренбурга
Составитель: педагог 1 квалификационной категории
Носаева Наталья Вячеславовна
2015 год.
Тема Задачи педагогической деятельности
Содержание работы
Оборудование
Используемая литература
«Мини музеи
в ДОУ - как средство патриотического воспитания»
Публикация «Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом,
гимном);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование чувства уважения к другим народам, и их традициям Проблема патриотического воспитания детей и молодежи на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музеям : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Развивающая среда мини-музея должна создаваться совместно с родителями и детьми, подбираются экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появятся самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должна отражать специфику возраста детей данной группы.
Цели патриотизма, должны предусматривать решение комплекса задач:
- воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- усвоить элементарные знания о правах человека; - расширить представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, и их традициям.
Задачи мини музеев решать в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.
Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
1) интеграции.
Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
2) деятельности и интерактивности.
Мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности. Использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.
3) природосообразности.
Мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
4) научности.
Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
5) культуросообразности.
Мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
6) динамичности и вариативности.
Экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
7) разнообразия.
Мини-музеи должны быть наполнены экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
8) регионального компонента.
Мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
9) Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Также большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников;
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая происходит в три этапа:
- участие педагогов,
- участие воспитанников,
- участие родителей.
Таким образом в нашем детском саду в изостудии создан мини-музей «Русского быта».
Цель данного мини-музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом, пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Наш мини –музей был создан совместно детьми с их родителями. Педагоги детского сада с удовольствием проводят экскурсии детей, пользуются экспонатами для своих занятий.
Со временем мини-музеи стали появляться в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.
И поэтому я бы хотела рассказать вам о мини-музеях, которые существуют в других детских садах.
«Мини-музей куклы»- способствует изготовлению большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Всего на один день вы можете вернуться в детство, полное ярких игрушек. В музее представлены различные виды кукол: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Но самое почетное место занимают куклы, изготовленные руками детей и родителей.
Детство было у каждого: у кого-то счастливое, у кого-то грустное. Но игрушки - это то, что было у каждого ребенка. Сохранить в душе детство - значит, сохранить в себе целостность с народной культурой!
Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.
Для малышей мини-музей игрушек "Курочка Ряба".
Цель мини-музея : расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей с домашними животными на примере птиц, со сказками о них, развивать речь детей, формировать эмоциональное отношение к животным.
Актуальность темы мини-музея - выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. «Дружная семейка» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего - четвертого года жизни. Экспонаты «Курочки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
Не менее интересен Мини-музей природы "Волшебные камушки", для групп среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.
Для групп старшего дошкольного возраста можем предложить мини-музей "Ложки разные нужны, ложки всякие важны", основная цель которого - воспитать патриотические чувства детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки.
Благодаря мини-музею дошкольники узнают, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини-музее представлены все виды ложек, отражающие, в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также в мини-музеях оформляют альбомы об истории ложек "Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей. ", "Удивительная ложка нам откроет свой секрет" и книжки-самоделки, посвященные ложке. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.
Для подготовительной группы детского сада можно создать
музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подбирают информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку "Путешествие чайника (самовара)".
Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини-музее стали появлятся самовары и чайники из соленого теста.
Мини-музей "Мир открытки", создается также в подготовительной группе и позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь могут быть собраны открытки прошлого века и настоящего времени.
А в мини-музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого ведется педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собираются экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомят воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызывала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводятся экскурсии и праздники "В гостях у матрешек". Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".
В процессе создания мини-музеев особое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Одень героя" и т. д.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи в детских садах продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Набор цветных пуговиц, рамки из картона, форма матрешки из соленого теста, краски,
кисти,
гуашь, клей,
цветные фломастеры,игрушки-матрешки, стаканчики пластиковые, цветная бумага.
1. «Система Патриотического воспитания в ДОУ»-
Александрова Е. Ю. ,
Гордеева Е. П. 2007год.
2. Малюшова, Н. «Здравствуй, музей».
Н. Малюшова «Дошкольное воспитание». -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.
«Мини-музей в детском саду»
. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. «Музейная педагогика для дошкольников» Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. «Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени» Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.