Кулешова Светлана
Художественная литература как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем
дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения детей.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.) и художественная литература.
Актуальность темы.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является в
настоящее время одной из актуальных. Современное общество получает информацию не из книг, а из сети Интернет; практически исчезла практика семейного чтения. А от этого страдают, прежде всего,дети.
В связи с этим перед педагогами встает проблема овладения народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д. ,
наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человека.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг –тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в
школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Цель работы: развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
-Формировать интерес к художественной литературе.
-Расширять и активизировать словарный запас детей.
-Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений, в драматизациях.
-Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать
красоту и выразительность языка произведения.
Выстраивая систему работы по развитию речи воспитанников моей группы, определила основные направления деятельности:
-создание речевой развивающей среды;
-работа с детьми;
-взаимодействие с родителями.
Для закрепления знаний сказок и художественных произведений, а так же развития связной речи провожу дидактические игры («Угадай сказку», «Разрезные картинки», «Из какой сказки герой?» и др.). Для самостоятельной деятельности предлагаются детям наборы кубиков, пазлов по сказкам
• «Большие и маленькие»
• «Составь сказку»,
• «Волшебные сказки» и др.
• Пазлы «Репка», «Колобок».
• Кубики по сказкам.
Разработаны
Каталоги игр
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
Картинки:
• с изображением характерных особенностей времен года;
• предметами домашнего обихода;
• деталями предметов;
• с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
• с изображением размера, цвета, качества предметов;
• с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
• серия «Игрушки» А. Л. Барто
Картотеки
• «Игры с мячом для развития речи»
• «Дидактические игры со словами»
• «Пальчиковые игры»
• «Речевые игры»
• «Путешествие по сказкам»
• «Игры на развитии е памяти»
• «Ребёнок и его эмоции»
• «Загадки про сказочных героев»
Различные виды театров
• перчаточный - «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлята и волк»
• настольный (резиновый) - «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка»
• театр на магнитах «Три поросёнка»
• плоскостной, в т. ч. на фланелеграфе: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлята и волк», «Заюшкина избушка».
• ободки по всем сказкам
Художественные произведения по программе
• Русские народные сказки с иллюстрациями разных художников
• Авторские сказки К. И. Чуковского, В. Г. Сутеева и др.
• Детские стихи А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В Степанова и др.
Важное значение для развития речи имеет развивающая среда. Хочу представить многофункциональное пособие «солнышко»
В центр солнышка выкладываются с изображением сказочныхгероев, к ним нужно подобрать предмет, относящийся к нему или второго героя (курочка Ряба-яйцо, Колобок-Лиса, также пособие закрепляет свойства и признаки предметов по цвету, форме, характер героя (например: Какого цвета шерстка у зайчика? Добрый или злой герой) Также можно выбрать из нескольких изображений героев именно тех, которые встречаются именно в данной сказке)
Художественным словом сопровождается каждый режимный момент.
Во время умывания, одевания, пробуждения, причесывания.
Книжный уголок
Выполнение основной задачи - приобщение детей к книге, начала с создания и знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей.
С помощью родителей в группе оформлена библиотека, в которой находятся разнообразные по жанру книги:
Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).
Чтение и рассказывание художественных произведений.
Рассказы, стихи, сказки для детей раннего возраста небольшие по объему и несложные по содержанию. Особое внимание уделяю выразительному чтению текста, соблюдаю необходимые паузы, а также подбираю красочные иллюстрации, игрушки, реальные предметы, которые помогают лучше воспринимать текст.
Малыши готовы слушать понравившееся произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания.
В младшем возрасте предпочтение отдаю потешкам, русским народным сказкам о животных с многочисленными повторениями сюжетных ходов, например «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»
Сказки стараюсь не читать, а рассказывать - это усиливает эмоциональное воздействие, способствуют лучшему восприятию сказки. Сначала рассказываю сказку, вместе с детьми рассматриваем яркие иллюстрации. Затем беседуем - задаю детям вопросы по произведению, они отвечают.
Далее читаем несложные стихи русских поэтов А. Л. Барто, С. Я Маршака, сказки К. И. Чуковского.
С художественной литературой я знакомлю детей как на занятиях по развитию речи, так и на других занятиях.
Запоминание стихов, сказок, текстов оказывает большое влияние на развитие словаря ребенка. После каждого занятия повторяю, закрепляю с детьми новые слова, преподношу их в самых разных сочетаниях, - так дети лучше усваивают лексику и строй родного языка.
Театрализованная деятельность
Развитию творческих способностей у детей уделяю в своей деятельности большое внимание. Широко использую драматизации сказок, отрывков художественных произведений, обыгрывание стихов-диалогов. Для поддержания интереса к театральной деятельности организуем показ спектаклей для малышей («Колобок», «Курочка Ряба»)
Дети с удовольствием рассказывают игровые диалоги «Киска», «Снежинка», «Снеговик и зайчик» и многие другие. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Разучивание стихов не только развивает память, интеллект, но и, конечно, обогащает словарный запас детей.
Например, снежинка какая? - ажурная, лёгкая, кружевная, нежная, хрупкая; медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий…
Снежинка что делает? - летит, кружится, блестит, сверкает и т. д…. А медведь рычит, сердится,ворчит, лапу сосет и т. д. ….
В технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича есть развивающая среда «Фиолетовый лес», которая имеет съемные элементы на липучках.
Используя модели природы разного времени года, можно решить следующие задачи: - обогащать пассивный и активный словарь существительными, прилагательными, глаголами; - активизировать речь в процессе ответов на вопросы словом, словосочетанием или предложением из 3-4 слов в процессе рассматривания картин; - формировать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе (сущ. +прил. : мужского рода, женского рода и др.
Например: заучивание стих А. Барто «Игрушки»(гномы Селе, Кохле, Желе принесли игрушки, воспит рассказывает стихотв, ребенок подбирает соответствующую игрушку или сам рассказывает стих, относящееся к этой игрушке. Или рассказывание сказки «Колобок», здесь можно называть героев по очереди (кого встретил колобок первым, вторым., пропевается песенки.
В Фиолетовом лесу живут дикие животные. А какие, давайте найдем и угадаем по их хвостам. Вот на дереве висит рыжий пушистый хвостик. Кто его оставил? – Белка. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под елкой лежит короткий хвост. Кто его потерял? – медведь. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. Возле озера нашёлся хвост. Кто его потерял? – волк. Чей это хвост? (Волчий). А в траве виднеется рыжий, пушистый хвост. Кто его потерял? – Лиса. Чей это хвост? (Лисий).
Медвежонку Мишику в школе задали домашнее задание описать лесных животных. Он не может справиться с заданием и просит вас ему помочь. Волк какой? (злой, голодный, серый, большой, лохматый) Медведь какой? (большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.) Лиса какая? (хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая) Заяц какой? (трусливый, маленький, серый, пугливый, быстрый, косой) Белка какая? (запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая) Медвежонок Мишик говорит вам большое спасибо. Вы ему очень помогли
Коврограф «Ларчик» - помогает развитию сенсорики, мелкой моторики, активизирует творческий потенциал, а так же помогает в речевом развитии, формирует математические навыки. Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий. В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения образовательной деятельности. Только в одном игровом комплексе происходит интеграция всех образовательных областей. Можно сказать, что ковролиновый комплекс – это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.
Каталоги игр подробно представлены в приложении.
Взаимодействие с родителями.
В период, когда ребенок еще в основном является слушателем, роль взрослых в его приобщении к художественной литературе особенно важна, поэтому работу осуществляем в тесном контакте с родителями. Именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей. Рассказываем родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, и другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. Совместное чтение книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.
Подготовила наглядно-демонстрационный материал (консультации,
папки-передвижки):
-«Развивающие и обучающие игры с детьми раннего возраста»
-«Развитие речи: игры в кругу семьи»
-«Развитие речи дошкольников в играх»
-«Развитие речи детей 2-4 лет»
-«Звуковая культура речи детей 2-3 лет»
Таким образом, созданная в группе благоприятная речевая среда, целенаправленное формирование конкретных речевых умений детей, обогащение их литературного опыта с использованием разнообразных игровых приёмов позволило сформировать интерес воспитанников к художественной литературе, расширить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях, развить
творческие способности детей.