Ольга Павлова
Закономерности и показатели развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерности и показатели развития мелкой моторики
Развитие моторики играет важную роль в овладении различными навыками, так необходимыми ребенку в формировании такого личностного качества как самостоятельность. По мере того как ребенок растет и взрослеет, двигательная сфера все теснее и сложнее связывается с интеллектуальными и эмоционально-волевыми процессами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Моторные навыки детей определяются возможностями организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за двигательные реакции, структуры и функциональных особенностей мышечного и костного аппарата. Так двигательная активность новорожденного ребенка определяется своеобразием мышечного тонуса тела: высокий тонус мышц–сгибателей ног и рук сопровождается недостаточно выраженным тонусом мышц-разгибателей, что определяет характерную для новорожденных детей позу эмбриона. Мелкие движения кисти рук еще не совершенны, но уже в этом возрасте мы можем наблюдать двигательную активность этой зоны рук, вызываемую действием врожденного хватательного рефлекса. Вместе с тем, в развитии моторных функций на ранних этапах онтогенеза особая роль принадлежит сенсорным системам.
Н. М. Щеловановым [43,с. 154-156] установлена ведущая роль зрительного анализатора в развитии движений руки; показано, как на основе ранее сформированных движений возникают более сложные. Движения выпрямления рук над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. В возрасте с двух до трех месяцев возникают ощупывающие движения. С этого времени происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий мозга. Лежащие в основе движения руки зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются при прикосновении пальцев к предмету, на котором ребенок зрительно сосредоточен. После образования этих связей вид предмета становится стимулом движений рук по направлению к нему.
Исследования, проводимые М. Ю. Кистяковской [15], позволили выявить ряд этапов в развитии движений рук у детей в возрасте до шести месяцев — переход от одного из них к другому происходит постепенно