Дарья Викторовна Матвеева
Мини-музеи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ – МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ
Музей – особое, специально организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого,
повышению образованности, воспитанности,
приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
В течение небольшого времени коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов будет называться «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создаем мини-музеи?
Публикация «Мини-музеи в детском саду» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2019
Как пришла идея создания? В нашем городе Раменское есть краеведческий музей, музей «Боевой Славы» - школа №8. Но, как часто наши дети посещают их? Большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала нужно создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музее в кабинетах специалистов, заведующего и т. д.
Что такое мини-музей?
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы и называем их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для ТВ, для администрации ДОУ, для гостей и родителей. Пополняют экспозиции рисунками и поделками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини – музеев.
У нас существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев - каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, прикреплялись к стенам, стояли на полу и т. д.
Возраст детей.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например музей «книги» может быть в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей «игрушек – забав», в спортзале - музей «мяча», а в кабинете заведующей мини – музей «кукол» и т. д.
Мини – музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать свое слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о куклах, выставленных в кабинете (мини – музей «Кукол», побудило воспитателей провести цикл занятий об истории создания различных кукол.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег».
Главное, чтобы во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи, а мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно — пространственной среды нашего детского сада.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
«Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада приходится попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно поделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывают его модель, выбирали место для размещения, мини – музеи получаются разными и по оформлению, и по содержанию.
Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные выставки, музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т. п.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) :
Взрослые и дети, создают мини – музеи в группах.
Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею (старший дошкольный возраст, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини – музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП:
На этом этапе дошкольники или воспитатели проводят для ребят других групп, для родителей, для телевидения ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составляют краткое описание экспозиции и приглашение посетить её. Приветствуется оригинальность оформления и изложения материала.