Худякова Валентина
Мини-музеи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличия сохраняться и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д. С. Лихачев.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Мини-музеи в детском саду» размещена в разделах
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это и является главной целью создания мини-музеев в детском саду.
Цель деятельности музея – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, природе, проявить любовь к близким, родному дому, городу, стране, воспитать такие качества личности как ответственность, бережливость, трудолюбие, уважение.
Интерес к окружающему миру (культуре) пробуждается у ребенка в том раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами.
К старшему дошкольному возрасту этот интерес возрастает, и маленький человечек начинает задавать вопросы. Именно в это период важно поддержать возникший у ребенка интерес к философским вопросам.
Музей для детей – прежде всего мир незнакомых ему вещей, чтобы сделать этот мир понятным и интересным, ставим перед собой ряд задач:
- осознание ребенком понятий «прошлое» и «настоящее» время,
- ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков,
- осознание смысла и значения исторической и духовной ценности предметов мини-музеев,
- приобщение к мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Для создания мини-музеев используем часть помещения группы, вестибюля. Экспонаты подбираем с учетом возраста детей, располагаем их на полках, стеллажах, прикрепляем к стенам, ставим на пол. Здесь же размещаем рисунки, поделки детей и творческие работы родителей.
Экспонаты музея «Старинные предметы» - прялка, веретено, ложки и др. используем на занятиях, в праздниках и развлечениях.
Перед посещением мини-музеев проводим определенную подготовку: рассказ воспитателя, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание предметов, иллюстраций, целевые прогулки, экскурсии в музеи города.
Знакомство детей с экспозициями происходит в игровой форме. В увлекательном путешествии по музеям детей сопровождает домовенок «Музейчик».
Самый первый мини-музей был создан для трехлетних детей и назывался «Кисонька – Мурысенька». Приходя в детский сад, дети спешили к домику, где их ждали кошки разного размера, цвета. Они брали котят, кошек на руки, кормили их, гуляли с ними. Дети узнавали о жизни домашних животных, у них развивалась речь, воспитывались добрые чувства.
В старшей группе создали мини-музей «Мой ласковый и нежный зверь», т. к. почувствовали, что эта тема интересна детям. Экспонаты музея - кошки (малая скульптура: глина, дерево, пластмасса, стекло, что позволило одновременно познакомить со свойствами этих материалов и расширить знания детей о кошках, их характерных особенностях, повадках.
При музее создали Кошкотеку – книги, открытки, песенки, загадки о любимых питомцах. В альбом «Моя кошка» поместили фотографии и рассказы детей о кошках, которые живут у них дома. Провели конкурс на лучшую загадку о кошке, придуманную совместно детьми и родителями.
В подготовительной группе планируем создать мини-музей «Это все кошки», с целью познакомить детей с животными, которые принадлежат к кошачьему семейству, провести презентацию «Праздник кошек»
Создавая мини-музеи, работаем по двум направлениям:
1.«Углич – древний и прекрасный».
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей позволяет лучше почувствовать родной город. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой сохраняется в детской душе на всю жизнь, с этой личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна.
Создание мини-музеев начинаем с ближайшего окружения (младший дошкольный возраст):
- Дом, в котором я живу.
- Мой любимый «Светлячок».
- Микрорайон Солнечный.
История Углича тесно связана с архитектурой. В мини-музеях дети узнают, как строился Углич, какие соборы, церкви и гражданские постройки придают ему красоту и своеобразие.
- Угличский Кремль.
Дети вспоминают, что Кремль – место основания Углича. На фотографиях узнают памятники Кремля, которые видели на экскурсии.
- Успенская площадь.
Дети составляют план-схему Успенской площади и центральных улиц.
- Улица Первомайская.
Экспозицию музея дети создают сами с помощью изобразительных средств, передавая характерные особенности гражданской архитектуры 19-20 в.
Город славится не только своей стариной, но и современностью. Познакомили детей с предприятиями города: маслосыродельный, часовой заводы, создав мини-музеи. На занятиях - аппликация дети придумывали узор для браслета часов, на рисовании – составляли эскиз для упаковки мороженого.
В следующем учебном году планируем создать мини-музеи «Угличмаш», «Завод минеральной воды», обобщающий - «Не велик Углич, а славен»
2.«Красотою дивной сердце радуется».
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.
При разучивании потешек, загадок, народных песенок, при чтении русских народных сказок дети слышат много непонятных слов: чугунок, лапти, коромысло, короб и др., чтобы старинные предметы и вещи стали детям понятнее и ближе мы создали мини-музеи:
- Старинные предметы.
Дети узнают о предметах прошлого: льняное полотенце, чугунок, солонка и др.
- Музей ложки.
- Путешествие в мир прялки и веретена.
Знакомятся с предметами женского труда, рассматривают искусную резьбу на прялках, созданную русскими мастерами-умельцами. Сами пробуют прясть пряжу, исполняя песню «Прялица».
- Удивительный мир кукол.
Дети с помощью домовенка Музейчика узнают, какие куклы были раньше: их делали из лоскутков ткани, льна, соломы.
При мини-музее - мастер-класс. Дети вместе с родителями делают кукол.
- Новогодние игрушки.
В этом музее дети узнают об особенностях проведения Нового года в древней Руси, о первых новогодних игрушках, рассматривают современные новогодние украшения и игрушки, сделанные родителями.
- Малая скульптура, отражающая быт и жизнь русского народа.
Теперь наши дети знают, для чего люди изобрели коромысло и что такое лапти, как может светить лампа без электричества и каким образом гладит чугунный утюг, могут отличить культовую постройку от гражданской, назвать особенности старинной постройки: двускатная крыша, резные наличники, крыльцо. Знают, чем занимались люди в прошлом и чем сейчас.
В наших музеях вместо книги отзывов есть странички впечатлений – дети рисуют то, что им понравилось в путешествии по музею.
От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству. Из глины, бумаги, папье-маше изготавливают понравившиеся предметы, что помогает детям закрепить свои знания, ещё раз
пережить радость общения с музеем, выразить своё личное отношение к увиденному и услышанному на экскурсии. Свои поделки используют в играх, инсценировках.
При мини-музеях проходят встречи с интересными людьми, мастер-класс.
Большую помощь в создании мини-музеев оказывают родители. Они эмоционально поддерживают интерес ребенка к познанию родного края, внимательно относятся к его вопросам, размышлениям о прошлом и настоящем, помогают в поиске музейных экспонатов: предметов старины, открыток, иллюстраций и т. д. Наши воспитанники и их родители приносят все, что нашли, рассказывают интересные истории, связанные с находками.
Работа в мини-музеях дала следующие результаты;
- дети с удовольствием приходят в музей,
- эмоционально откликаются на то, что видят и слышат. Старшие дошкольники сами с увлечением рассказывают об экспонатах мини-музеев детям других групп и гостям детского сада.
- формируется индивидуальность ребёнка, определяя его жизненный путь и душевные устремления.
Мини-музеи дают необходимый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию у детей исторического сознания. Дошкольники, приобретая музейный опыт в детстве, станут в будущем постоянными посетителями музеев, выставок.