Ирина Алфёрова
Мини-музей в детском саду — форма образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в детском саду — форма образовательной деятельности
Современное общество предъявляет новые требования к развитию подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на необходимость создания условий для развития у детей «интеллектуальной активности», умения «самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами», воспитание «интереса к событиям, находящимся за рамками личного опыта, событиям прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром». Таким образом, перед педагогами стоит цель - обновление форм образовательной деятельности, основанных на субъект-субъектных отношениях, на игровом взаимодействии взрослого и ребёнка, как равноправного партнёра.
Публикация «Мини-музей в детском саду — форма образовательной деятельности» размещена в разделах
Одной из таких форм является музейная педагогика. Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80-х годов, оно заимствовано из немецкой терминологии. Что означает слово «музей»? Музей это - «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь Ожегова).
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие? Современные дети живут в эпоху развития цифровых технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством информацинно-коммуникационных технологий, но это не даёт в полном объёме представлений о предметах, явлениях окружающей действительности и главное, не способствует культурологическому совершенствованию и речевому развитию дошкольников. И здесь основной формой развития дошкольника выступает музей, организованный в Детском саду в рамках музейной педагогики.
Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная на принципах междисциплинарности, системности и преемственности, по мнению Б. А. Столярова, «стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех её уровнях - от детского сада до вуза - и основой инновационной образовательной практики в этой области». В основу программы положена установка на восприятие, как процесс непрерывного контакта с окружающим миром. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, а также об изобразительном искусстве, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.
Доктор педагогических наук Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта. [5]
В то же время, данная тема остаётся недостаточно изученной, что подчеркивает её актуальность и стимулирует для дальнейшей работы по поиску инновационных форм работы по созданию музейной среды в образовательном пространстве Детского сада, вовлечению детей и родителей в целостный образовательный процесс.
Создание мини-музея в Детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея Детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Мини-музей выступает как часть образовательного процесса :
- является действенным модулем развивающей предметно - пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива Детского сада с семьями воспитанников.
Создавая мини-музеи в своём Детском саду, мы выполнили трудоёмкую работу, которая осуществлялась в несколько этапов:
Во-первых, необходимо было проработать с педагогами теоретические подходы. Были проведены методические мероприятия (консультации, семинары) по изучению педагогических подходов Н. А. Рыжовой (после посещения старшим воспитателем авторского семинара в г. Москве). Было разработано Положение о смотреконкурсе на лучший минимузей
среди групп Детского сада. (Приложение №1) Большая часть материала осваивалась педагогами путём самообразования.
Во-вторых, важно было организовать взаимодействие с семьями воспитанников для постановки цели и задач перед родителями. На этом этапе были проведены консультации, индивидуальные беседы, акция «Музею в группе быть». При выборе места для размещения мини-музея учитывали : на какую категорию ориентировано его содержимое, какое количество посетителей возможно разместить, а также разнообразие экспонатов - все эти вопросы согласовывали с семьями воспитанников.
В-третьих, при непосредственном участии родителей осуществляли сбор экспонатов и составляли каталоги.
В-четвёртых, оформлением мини-музея занимались воспитатели совместно с детьми, обсуждая при этом выбор места расположения экспонатов с учётом принципов доступности и безопасности.
В-пятых, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами, в основном, легла на плечи педагогов, они же были и экскурсоводами.
И, наконец, открытие мини-музея, поскольку все мини-музеи оформлялись в группах, то дети постоянно наблюдали и участвовали в их преобразовании, а вот для их родителей это был сюрприз.
При создании мини-музеев мы старались придерживаться следующих принципов (по Н. А. Рыжовой) [5] :
- Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности. Детям разрешалось использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.
- Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учётом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. В группах младшего возраста тематика музея - игрушки и предметы ближайшего окружения, начиная со средней - объекты, не входящие в круг ближайшего окружения, вызвавшие интерес у детей.
- Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребёнка языком. При составлении экскурсий в сообщение включали энциклопедический материал.
- Принцип партнёрства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребёнка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». Предлагали детям самостоятельно рассказать о чём-либо, начиная с принесённых ребёнком экспонатов.
- Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве. Знакомили детей с правилами поведения в музее, со старшими дошкольниками в ходе решения проблемных ситуаций сами разрабатывали эти правила, воспитывали коммуникативную культуру.
- Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учётом возрастных особенностей детей группы. Поступление экспонатов осуществлялось в ходе всего существования мини-музея в группе.
- Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Данный принцип имел место при подборе экспонатов.
Тематика мини-музеев в группах нашего Детского сада была самая разнообразная : «Русская изба», «Собака - друг человека», «Пернатые друзья - птицы», «Транспорт», «Музей коровы», «Музей кукол», «Люблю берёзку русскую», «Музей часов», «Музей пуговицы», «Музей миниатюр», «Вода такая разная», «Музей солнца», «Коричневый цвет в природе» и другие.
В обстановке мини-музея, ориентированной на ребёнка, дети:
делали выбор, активно играли, использовали материалы, которым можно найти более чем одно применение, работали все вместе и помогали друг-другу, отвечали на поставленные вопросы, усваивали культурно-исторический опыт.
Мини-музеи дали детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) способствовали развитию у детей умения самостоятельно добывать интересующую их информацию доступными путями с помощью родителей и педагогов. Дети имели возможность обследовать объект, применяя способы элементарного экспериментирования, делали собственные выводы и умозаключения.
Опыт показал, что у детей не только расширился кругозор, но и развились познавательные способности и исследовательская деятельность. Дети научились (пока что с помощью взрослых) добывать новые знания. В наших музеях дети творцы, создатели: они приносят экспонаты, учатся рассказывать о них другим детям и взрослым. В результате создания мини-музеев обогатилась развивающая предметно-пространственная среда групп, так как многие экспонаты, принесенные из дома, с разрешения родителей остались в группе. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, мини-музей в Детском саду - новая интерактивная форма организации образовательной деятельности с участием педагогов, детей и родителей. Создание мини-музеев в Детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Список литературы:
1. Безрукова М. И., Волкова Н. Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания // Образование и воспитание. - 2018. - №3.
2. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко - Обруч, № 6, 2000.
3. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. - СПб., 2008.
4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5.
5. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
6. Юрченко Т. В., Черницова Ю. В., Григорьева И. А. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №12.