Галина Новосёлова
Опыт работы «Мини-музеи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Мини – музеи в ДОУ»
Галина Новосёлова
МБДОУ «Детский сад № 17» г. Верхотурье
2019 г.
Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего, большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, это не всегда доступно ввиду расположения населённых пунктов. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Публикация «Опыт работы „Мини-музеи в ДОУ“» размещена в разделах
Именно поэтому в детских садах было решено создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды и нашего дошкольного учреждения.
Музей в образовательном учреждении даёт простор для творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».
Можно выделить следующие способы, помогающие стимулировать интерес детей к истории, изучению музейных предметов.
1. Умение задавать вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия?
2. Побуждать к рассуждению.
3. Связывать и сравнивать новую информацию с имеющимися занятиями или добавляя доказательство к тому, что уже было известно.
4. Исследовать: почему вещи именно такие, какие они есть, представлять какой была тогда жизнь, каким был тот человек.
Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому нашей главной задачей является развитие познавательных способностей дошкольников.
Мини-музеи в детском саду - это особые виды детского музея, которые, чаще всего, располагаются в групповых комнатах, а если это общий проект, то в каком-либо общем пространстве (холл, методический кабинет). Это позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Мини-музеи в детском саду начинаются с малого – темы недели, темы проекта или темы предстоящего праздника.
Например: ко дню Защитника Отечества мы организовали мини- музей «Военной техники», к Новому году - выставку коллекции старинных новогодних игрушек, мини-музей кукол организовали в рамках проекта «Куклы наших бабушек»
Рисунки, поделки, книги, журналы, фотографии, игрушки – всё самое ценное и дорогое приносят дети для создания выставок в музее.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада, созданных детьми и их родителями не только можно, но и нужно все обязательно брать в руки!
В обычном музее ребенок - лишь зритель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей - познавательный и воспитательный центр, результат совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, формирует самосознание, развивает творческое, логическое и креативное мышление детей, способствует развитию речи, словарного запаса. И, как следствие, растёт детский интерес к познанию нового, легче усваиваются знания и программа ДОО.
Мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересного занятия, или темой беседы.
Используя экспонаты мини-музеев, мы проводим разнообразную образовательную деятельность, включающую:
- элементы экспериментирования (мини – музей «Камня», «Воздух – невидимка»)
- путешествия по реке времени; (мини-музей часов, мини- музей кукол, мини-музей игрушечных автомобилей)
- путешествие по карте (коллекция морских раковин)
- знакомство с художественными произведениями;
- изобразительную деятельность и конструирование,
- а также игровую деятельность.
Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Хозяйкой Медной горы, Бабушкой – Загадушкой, помогают донести до детей материал доступно.
В наших мини-музеях существуют правила поведения:
o «Экспонаты разрешено трогать руками»,
o «Рассмотренные экспонаты нужно положить на место»,
o «Экспонаты нельзя ломать»,
o «Можно и нужно задавать вопросы»,
o «Можно пополнять музей новыми экспонатами».
Эти правила предполагают активное и постоянное общение детей и взрослых, взаимодействие, сотрудничество. Сама работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив.
Музейная педагогика в нашем детском саду охватывает все возраста от самых маленьких до выпускников.
Если с детьми старшего дошкольного возраста мы организуем мини-музеи, собираем коллекции, то в работе с малышами чаще всего используем тематические выставки, такие как: «Мой любимый зайка», «Герои сказок», «Петушок – золотой гребешок»
Сейчас вашему вниманию я хочу представить небольшую презентацию «Мини – музеи в нашем детском саду»
Вся эта работа в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности — доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.
Спасибо за внимание.