Ковалева Алена
Мини-музей «Пчёлка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Сделать процесс ознакомления детей с насекомыми более
привлекательным для детей, наладить тесное взаимодействие с
семьей. Привлечь внимание детей к живой природе, дать
представление о насекомых на примере пчелы, познакомить с их
ролью в жизни человека, ближе познакомить детей с профессией
пчеловода.
2. Обогатить словарный запас детей, развивать память, восприятие,
мышление, учить детей жить дружно с природой.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, беречь и
любить природу.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Подготовительная группа
- Темочки
Разделы, цели и экспонаты:
1. Пчёлкина семья. Цель: Познакомить детей с пчелиной семьёй,
рассказать о жизни пчел в семье, о законах пчелиной семьи.
Игрушки, иллюстрации, поделки, фотографии.
2. Где живут пчёлы. Цель: Познакомить детей с профессией
пасечника, с его сложным трудом, вызвать интерес к этой
профессии. Макет пасеки, форма одежды пасечника.
3. Какую пользу приносит пчела. Цель: Дать детям представление о
том, где и как используются продукты пчеловодства, какую пользу
приносят. Продукты пчеловодства.
4. Когда пчела опасна для человека. Цель: Рассказать детям о том,
что пчела может быть опасна для человека, как избежать этой
опасности. Дидактические игры по ОБЖ.
5. Знакомство с медоносами. Цель: Показать и рассказать детям о
растениях с которых пчёлы собирают мед. Дать представление о
том, что мёд от разных растений - разный. Гербарий растений
медоносов, открытки растений с которых пчела собирает мёд, для
рассматривания, дидактические игры.
6. Мёд полезен для здоровья. Цель: Продолжать обогащать знания
детей о меде, развивать восприятие детей. Коллекция различных
сортов мёда, отмечать запах, цвет, вкус.
План работы по творческому проекту «Мини-музей «Пчелка»» :
Сентябрь
Тематическая прогулка «Пчела – хлопотунья».
Октябрь
Литературно – художественное, музыкальное, игровое занятие ко
дню народного календаря «Савватий - пчельник».
Ноябрь
Беседа- игра «Что, где, когда?».
Декабрь
Конструирование из бумаги (украшение на ёлку) «Пчёлка».
Январь
Занятие по ОБЖ «В гостях у пчёлки».
Февраль
Математика, готовим руку к письму «Раскрашиваем пчёлок».
Март
Занятие по экологии «Встреча с пчелой Майей».
Апрель
Экскурсия по мини-музею «Всё о пчёлах». Чаепитие с медовыми
пряниками и различными видами меда.
Май
Итоговое занятие. «Пчёлки собирают мёд».
В течении всего учебного года планируется заучивание стихов,
частушек, песенок, динамических разминок, пальчиковых гимнастик,
загадывание загадок, беседы о насекомых, пчёлах, лекарственных
растениях.
К работе по реализации проекта активно привлекаются родители.
Участие родителей в реализации проекта пробуждает интерес к
познанию самих себя и детей, повышает компетентность родителей в
области воспитания дошкольников.
Экскурсия по мини-музею «Пчелки собирают мед»
Программное содержание: Учить детей правильному музейному
поведению. Развивать диалогическую и монологическую речь детей,
коммуникативные способности, навыки совместной игровой деятельности.
Обогащать познавательный опыт детей через знакомство и участие детей в
мини-музее. Формировать систему знаний о насекомых и пользе пчелы в
жизни человека. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
При подготовке мероприятия образовательная область «Познание»
интегрируется с другими областями:
1. «Коммуникация» :
-Беседы, ситуативные разговоры по теме:
• насекомые нашей земли.
• почему пчела насекомое?
• история пчеловодства.
• сорта меда.
• мед в медицине, косметологии и пищевой
промышленности.
• добыча меда.
-Рассматривание иллюстраций пасеки и сбора меда.
-Рассматривание картинок истории пчеловодства.
-Рассматривание схем с изображением процесса сбора нектара
до конечного результата- меда.
-Сравнение сортов меда.
-Рассматривание и сборка иллюстраций «цветы-медоносы».
2. «Социализация» :
- Сюжетная игра «Пасечник».
-Развивающие и дидактические игры: «Что сначала, что
потом», «Четвертый лишний», «Кубирование», «Рассади мишка
пчелок», «Трудолюбивая пчела», «Пчелка трудится весь день».
3. «Труд» :
-Совместно с родителями изготовление экспонатов к музею,
пошив костюма пасечника.
-Совместно с родителями изготовление запрещающих и
предупреждающих знаков.
-Изготовление дидактических игр, сбор гербария цветовмедоносов.
-Экскурсии в музей («Русская изба», «Три злака», «История
поселка»).
-Рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий
знакомящих детей с трудовой деятельностью пчеловодства в
прошлом и настоящем времени.
-Экспериментирование с материалом - медом.
4 «Чтение художественной литературы» :
«Про Мишку - воришку и сердитых пчел» (А. Шемякин, «Куда
летала пчела?», «Сахароносы».
-Заучивание стихов, частушек, пословиц и поговорок о пчеле, о
меде, о пчеловоде.
-Чтение детской энциклопедической литературы.
5. «Художественное творчество» :
- Рисование пчелы методом тычка.
-Аппликация из соломки, ткани, манки и гречки.
-Лепка из соленого теста.
-Изготовление пчелы методом оригами.
-Конструирование пасеки из спичечных коробков.
6. «Физическая культура» :
- Народные и подвижные игры.
7. «Здоровье».
-Целевые прогулки, экскурсии.
-Сбор рецептов народной медицины.
Оборудование:
Макеты: пасеки, сот, цветочной поляны, колоды, дупла дерева.
Костюм пасечника, дымокур, мед разных сортов, прополис, фланелеграф,
картинка пчелы, указка, свеча, две корзинки, два платка (для завязывания
глаз, объемные цветы, картинки для игры, новый экспонат серьги (пчела,
конфеты «пчелка», два костюма пчел, магнитофон. Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мед
Людям всем она мила
А зовут ее ….(пчела).
Дети: Пчела.
Воспитатель: Да, ребята, это пчела. И мы сегодня с вами посетим мини
- музей «Пчелка», который постоянно пополняется новыми экспонатами. А
вы знаете как нужно вести себя в музее?
Дети: Экспонаты руками не трогать, экскурсовода - не перебивать.
Воспитатель вместе с детьми вслух повторяет правила:
•Руками экспонаты трогать можно – только осторожно.
•Экскурсовода не перебивать, а то может замолчать.
В нашем музее вы узнаете много интересного о жизни пчелы. А я
сегодня буду экскурсоводам и хочу пригласить вас к первому экспонату
нашего музея.
Экскурсовод: С глубокой древности пчела стала для человека полезным
насекомым. В те далекие времена пчелы устраивали свои гнезда в дуплах
старых деревьев – бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством (показ
дерева с дуплом). Позже человек стал переносить из леса пчел в колодах и
строить ульи из колод (показ). И лишь в конце XVIII века русский пчеловод
П. И. Прокопович создал первые рамочные ульи.
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем к следующему стенду, и
экскурсоводом будет Максим Ч.
Максим (показывает указкой) : У пчелы есть голова, грудь, брюшко,
ножки. Тело покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она
переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся
особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные,
перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает
окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и
желтый цвета. Сильные челюсти пчелы – их называют жвалами, помогают
насекомому размягчать воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт
волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар. В брюшке
прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить
жало и погибает. В старину пчел называли «Божьими угодницами» потому
что они дают людям не только ароматный мед, но и воск, из которого делают
церковные свечи (показ). Еще пчела выделяет вещество под названием
прополис – это смола, которой пчелы укрепляют свои соты (показ).
Пчела это очень трудолюбивое и полезное насекомое. Недаром в народе
говорят: а как говорят, мне подскажут дети.
1 ребенок: Пчелка маленькая, да мед ее сладок.
2 ребенок: У кого пчела, тому и жизнь весела.
3 ребенок: Яблоньку любим за яблоки, а пчелку – за мед.
Воспитатель: Спасибо экскурсоводу за содержательный рассказ.
Давайте вспомним гимнастику «Трудолюбивая пчела»
Пчелка трудится весь день (обрисовать круг,
И работать ей не лень (покачивание указательным пальцем,
От цветка летит к цветку (ритмичные взмахи рук,
Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонью по животу,
Хоботком нектар сосет (вытянуть руки вперед и наклониться,
За день много соберет (раскрыть пальцы,
Унесет нектар тот в улей (показать пальцы вверх).
И назад вернется пулей (опустить палец вниз,
В сотах утрамбует мед (топанье ногами,
Скоро ведь зима придет (поеживание,
Будет пчелам, чем питаться (движение ложкой,
Надо летом им стараться (накладывание меда в соты).
Воспитатель приглашает детей подойти к следующему стенду.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами подошли?
Дети: К пасеке.
Воспитатель: Как называют человека, который работает на пасеке?
Дети: Пасечник.
Воспитатель: Экскурсоводом – пасечником будет у нас Костя О.
Пасечник: Да, я пасечник. А та часть луга или поляны, где расположены
ульи, называют пасекой. Я вам расскажу, как устроен пчелиный дом и кто в
нем живет. Это довольно большой деревянный ящик на четырех ножках с
крышкой и небольшим отверстием. В улье живет большая и дружная
пчелиная семья. Ведь большую часть поселения улья составляют рабочие
пчелы. Дел у них очень много. Ранним летним утром из улья вылетают
несколько пчел - разведчиц. Они отправляются на поиски медовых трав.
Затем разведчики возвращаются в родной улей. Если поляна с цветущими
растениями находится поблизости от улья, пчелы - разведчицы движутся по
кругу, а если вдали, то выписывают восьмерки. Вскоре все рабочие пчелы
устремляются за разведчиками. В каждом улье есть самая крупная пчела -
матка. Матка никогда не покидает улей. Она откладывает яички в восковые
ячейки. В начале лета из яичек появляются молодые пчелы. Когда мне нужнособрать мед из сот я пользуюсь дымокуром (показ). Кто знает, зачем мне
дымокур? Как я им пользуюсь?
Дети: Ты, пасечник, пускаешь струю дыма, пчелы думают, что где-то
рядом пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше
меда. А если желудок пчелы набит медом, она не может изогнуть брюшко и
выпустить свое жало.
Пасечник: Да, вы правы. А с наступлением холодов я переношу ульи в
теплые сараи на зимовье. Зимой пчелы не спят, но становятся
медлительными и вялыми. Я оставляю своим пчелам мед, чтобы они были
сыты морозной зимой.
Воспитатель: Какой заботливый пасечник, нам очень понравилось, как
ты рассказал о своей пасеке.
А для тебя, пасечник, мы приготовили «Пчелиные частушки» :
Пропоем сейчас частушки
Вам совсем не длинные
Мы частушки назовем:
«З-з-з пчелиные.
Пчелка милая подружка
Будем вместе мы летать
Да садиться на цветочки,
Чтоб немножко поболтать.
Коля пасечник раскрыл
Рот от удивления,
Вместо меда мы ему
Принесли варение.
Я хочу предупредить
Толю, Свету, Валю,
К улью близко подойдете,
Не стерплю, ужалю.
Пела песенки пчела
У зеленой липы
Почему я не звезда
Не снимаюсь в клипах?
Мы кончаем петь частушки
Вам совсем не длинные
Мы частушечки назвали
«З-з-з пчелиные.
Пасечник: Какие веселые, задорные пчелки. Мне очень понравились
ваши частушки, спасибо! И я хочу угостить вас душистым, вкусным медом
(дает детям баночку с медом).
Дети: Большое спасибо, тебе пасечник за мед!
Воспитатель: Мы продолжаем экскурсию по музею. Подойдем с вами к
очередному экспонату (стол с разными сортами меда).
Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о
трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке говорят,
что трудится, как пчела. Для того, чтобы пчеле собрать один килограмм
душистого, полезного меда, ей нужно облететь 300 тысяч километров и
посетить 19 миллионов цветов.
Посмотрите внимательно на мед, что вы можете о нем сказать?
Детям предлагается рассмотреть разные сорта меда, отметить
отличия по цвету, запаху, густоты (таежный, гречишный, донник,
липовый).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Трудолюбивые пчелки»
Дети играют в игру (3-4 детям даются корзиночки и завязываются глаза.
На полу рассыпаются объемные цветы. По сигналу «начать!» дети собирают
с пола цветы, а по сигналу «стоп!», они снимают повязки и считают
собранные цветы).
Воспитатель: Хорошо трудились наши пчелки, молодцы! Ребята, а
какую работу должны выполнить пчела и человек, чтобы у нас на столе
появился вкусный и полезный мед? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что
сначала, что потом».
Дети на фланелеграфе выстраивают цепочку из картинок.
Воспитатель: Очень хорошо человек заботится о пчеле и любит это
насекомое. Много написано книг о пчеле, энциклопедии, пчелка изображена
на тканях, на носовых платках, на полотенцах, на посуде, на часах, на
продуктах питания и т. д. А сегодня я хочу пополнить наш музей новым
необычным экспонатом - это серьги «пчелка»
Дети рассматривают новый экспонат.
Воспитатель: Давайте подойдем с вами к следующему стенду. В каких
отраслях используют мед?
Дети: В медицине (лекарства, зубные пасты, косметологии (кремы,
шампуни, помады, гели, пищевой промышленности ( с добавлением меда:
хворост, коврижки, пряники, конфеты, торты и т. д.).
Воспитатель: И вас я сегодня хочу угостить конфетами «Пчелка».
Кушайте на здоровье!
Таким образом, мы можем выделить:
1. Особенности мини-музея в детском саду
– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их
родителей.
2. Правила поведения в музее
• Экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать
игры.
• Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими
работами.
3. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов
– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
4. Цели:
• привлечение внимания родителей к музеям;
• создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы
детей;
• обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
• использование новых форм работы с детьми и их родителями.
5. Задачи:
• формирование у дошкольников представления о музее
• приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям,
побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному
краю, городу;
• способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном
мире, развивать познавательные интересы;
• выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать
язык искусства;
• вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
6. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной
технологии:
• интеграция;
• деятельность;
• культуросообразность;
• гуманизация;
• разнообразия;
• экологичность;
• безопасность;
• непрерывность;
• партнёрство.
7. Педагогические функции музея:
• Образовательные:
• развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
• использование дидактических материалов, расширяющих рамки
учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
• Развивающие:
• активация мышления;
• развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорнофизиологических структур;
• обогащение словарного запаса;
• Воспитательные:
• формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
• становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и
экологического воспитания;
• Просветительские:
• формирование умений, навыков;
• формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой
информации.