Нина Бородкина
Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе общеразвивающей направленности
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Музейная педагогика в детском саду
- Народный быт. Музеи, уголки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Материал и оборудование: Предметы национального быта и культуры: украинский рушник, сувенир – подкова, матрешки, русские расписные платки, вязанные крючком салфетки, украинские бусы, кукла в татарском национальном костюме, кукла – русская красавица, кукла в хантыйском национальном костюме, деревянная ступка, деревянный бочонок, резная шкатулка из дерева, корзина, глиняный горшочек, деревянные игрушки, и др.
Предварительная работа: Организация в группе выставки - музея предметов народного быта и культуры, разучивание с детьми частушек, знакомство с играми разных народов мира. Беседы о традиционных праздниках.
Ход НОД:
Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: - А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?
Дети: - В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
Воспитатель: - Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?
Дети: - Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.
Воспитатель:- А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?
Дети: - “Масленица”, “Рождество”, «Святки», «Новый год».
Воспитатель: - А как традиционно отмечают праздники русские люди?
Дети: - Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, угощают друг друга и т. д.
Воспитатель: - Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.
Хороводная игра «Заря-заряница" с лентами и обручем.
Дети идут хороводом и поют:
«Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые»
(говорком): Раз, два, не воронь,
А беги как огонь!
Воспитатель: - В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. И у каждого народа есть своя история, культура, искусство и предметы быта. Ребята, я приглашаю вас посетить музей предметов народного быта и культуры.
Воспитатель: - Русский, Украинский и Белорусский народ очень славятся своим гостеприимством. У этих народов есть одинаковая традиция – встречать гостей хлебом и солью. И выносили хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показ).
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку?
- Деревянные игрушки в сарафанчиках цветных, да в платочках расписных. Только разные по росту, а зовут их очень просто. Кто сумеет отгадать, как сестричек этих звать?
Дети: - Матрешка! (показ матрешки)
Воспитатель: - Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Воспитатель: - Дети, обратите внимания, что у этих предметов (показ матрешки, деревянной ложки и расписной подковы) одинаковый рисунок! Это старинный русский народный промысел – Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Воспитатель: - А эта шкатулочка (показ шкатулочки) - расписана в стиле «Гжель». Синим цветом на белом фоне. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.
Воспитатель: - У меня в руках глиняный горшочек. В прошлом времени люди готовили еду в глиняных горшочках в печи, положив тем самым начало истории кулинарного искусства. Это сейчас, чтобы приготовить пищу, мы используем кастрюли и микроволновки, скороварки и пароварки, а в былые времена такого разнообразия не существовало. Еда в горшочках получается очень вкусной, эта традиция дошла и до наших времен. Я думаю, что у многих из вас, ребята дома есть такие горшочки.
Воспитатель: - В старину наши предки использовали корзины при работе в огородах и на полях. Это было экономно и в какой-то степени даже облегчало их труд. В плетеных емкостях они носили фрукты и овощи. Немного позже в корзинах стали перевозить разные товары, они стали прототипом современной женской, а также хозяйственной сумки.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая красивая куколка в национальном хантыйском костюме! У нее теплая расшитая шубка и меховая шапочка. Как вы думаете, почему у нее такая теплая одежда?
Дети: - Чтобы не замерзнуть!
Воспитатель: - Ханты — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. Это коренные жители нашего с вами округа.
Воспитатель: - Ребята, а эта куколка – русская красавица, она одета в русский национальный костюм. У нее красные сапожки, красная юбка, короткий меховой кафтан (шубка) и красивый расписной платок. Расписной платок не только согревал в холод, защищал от дождя и зноя, но и украшал, радовал, всегда был дорогим и желанным подарком. А кто хочет примерить платок?
Желающие выходят, наряжаются, рассматривают предметы быта и культуры разных народов, задают вопросы.
Воспитатель: - Вот и закончилось наша экскурсия в музей предметов народного быта и культуры. Мы с вами узнали и увидели много нового. А теперь, я предлагаю послушать русские народные частушки, которые ребята для вас споют:
Петушок, петушок!
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
За столом сидела Алла,
За тарелкой думала.
Буратино к ней подсел
Весь компот и кашу съел!
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить,
Только «Здравствуй» и «Спасибо» -
Не умеет говорить!
В синем небе ходят тучки,
Будет дождик или град.
Оля проситься на ручки
По дороге в детский сад!
Саша с Машей поиграли
Все игрушки разбросали,
Стали спорить и кричать
Кому игрушки собирать!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
С горки ехала Иришка
- Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
Сшила кукле я халат,
Оказался маловат.
Сшила мишке башмаки,
Оказались велики.