Приложение МААМ

Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников

Лариса Миргородская
Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников

«Музейная педагогика…» В наше время это выражение знакомо всем, кто занимается воспитанием и образованием юного поколения. Музейная педагогика интересна в практике духовно- нравственного, гражданско- патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.

Мы живём в годы интенсивного обновления педагогического процесса, изменения самой сущности дошкольного образования.

Публикация «Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах

Работая с дошкольниками над реализацией государственного образовательного стандарта в детском саду мы пришли к выводу, что наши дети усваивают всё прочно и надолго тогда, когда они всё слышат, видят и делают сами.

Для полноценного изучения родного края, истории жизни своего города нам на помощь пришла музейная педагогика, потому что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Всем известно, что музей-учреждение, занимающееся хранением, показом, изучением документов, предметов.

В нашем городе есть музеи, но ориентированы они, в основном, на взрослых. Наш детский сад находится далеко от центра и существует проблема с организацией посещения музея. После анкетирования родителей выяснилось, что мало кто из них с детьми были в музеях.

Поэтому нам пришла идея – создать мини-музей в группе. Часть слова «мини» отражает возраст детей, размеры экспозиции, определённую ограниченность тематики. Главная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники помогали своим близким изготавливать экспонаты.

Работа по созданию мини-музея сплачивает вместе воспитателей, детей и родителей.

Для каждого человека, а для ребёнка тем более, город, в котором он родился и живёт- его «малая Родина», поэтому о своей Родине он должен знать всё.

Так и возродилась тема мини-музея «История моего города».

Работая над созданием данного мини-музея в группе, мы рассмотрели возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Нам известно, что больших усилий в момент дошкольного периода требует процесс активного воспитания путём действенного познания. Поэтому старались, чтобы мини–музей эстетично гармонировал с предметно –образовательной средой. В подготовке создания модели мини-музея мы определили следующие средства музейной педагогики :

-художественные;

-социально-средовые;

-практические

Художественные средства-это фотографии, фотоальбомы, открытки, диски о городе, природе родного края, художественная литература.

Социально-средовые средства- семейная среда (традиции, обычаи, коллекции домашнего музея, среда мини- музея группы, среда музеев города.

Практические средства- собственная творческая деятельность, размещение экспонатов, предметов, поделок в мини-музее группы. В эту среду входит и экспериментальная деятельность: опыты, наблюдения, например, путешествие в историю своего города или какого- либо предмета.

То пространство, продуманное педагогически, которое окружает ребёнка, его осмысление им, помогают сформировать творческую, коммуникабельную, ценностно-ориентированную, высоконравственную личность.

В процессе создания опытно- экспериментальной деятельности были определены основные виды работы по музейной педагогике:

-интеллектуально-познавательный

-проектный

-игровой

-диагностический

Таким образом, творческому развитию ребёнка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию мира чувств, фантазии, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям, способствует художественно -эстетическая деятельность средствами музейной педагогики.

Мы определили структуру модели музейной педагогики, которая имеет свою цель, задачи, направления.

Цель музейной педагогики-создание оптимальных условий для развития личности путём внесения её в разнообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

- обогащение предметно-развивающей среды группы;

-формирование умения успешной адаптации в окружающей обстановке;

-формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

- развитие творческих способностей;

-развитие речи, словарного запаса слов;

-воспитание любви к родному городу;

-воспитание культуры поведения.

Были выбраны следующие направления в работе:

Оформительское :

Важным этапом в организации мини-музея является выбор места, т. е. создание экспозиции. Мы разбили всю экспозицию на 5 блоков:

1. «Музей-это…»

2. «Мы живём в России»

3. «История моего города»

4. «Известные люди Старого Оскола»

5. «Современный город»

Исследовательское:

Дети могут совместно с родителями проявлять свои исследовательские умения. Одним из основных принципов этой исследовательской работы является комплексность. Поэтому юные краеведы пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами.

Экскурсионное:

Это форма культурно-образовательной деятельности музея. Экскурсоводом может быть как воспитатель, так и ребёнок, который умеет интересно рассказывать, заниматься какой-то исследовательской деятельностью. Экскурсию можно проводить по заранее составленному плану и маршруту, по отдельным блокам, по темам.

Главная особенность нашего мини-музея : в его создании участвуют дети и их родители. Дети могут сами выбирать для обсуждения интересующую их тему, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для своих родителей.

В обычных музеях экспонаты трогать руками нельзя, а в нашем- можно, можно брать в руки и рассматривать, переставлять, менять местами. Ребёнок с гордостью показывает свою работу, потому что он является творцом данной экспозиции, её соавтором.

Вся эта работа требует большой любви к детям, времени, но всё окупается, когда чувствуешь заинтересованность детей, родителей, их умение ладить в коллективе, и по большему счёту, проявление их любви к своей родине.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. - М : ТЦ Сфера,2015. – 96

2. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. 2013. -32. с 32-37

3. Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 21:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Миргородская (УИ 181852) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД