Лариса Миргородская
Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников
«Музейная педагогика…» В наше время это выражение знакомо всем, кто занимается воспитанием и образованием юного поколения. Музейная педагогика интересна в практике духовно- нравственного, гражданско- патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.
Мы живём в годы интенсивного обновления педагогического процесса, изменения самой сущности дошкольного образования.
Публикация «Мини-музей как форма организации предметно-образовательной среды и условие развития патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с дошкольниками над реализацией государственного образовательного стандарта в детском саду мы пришли к выводу, что наши дети усваивают всё прочно и надолго тогда, когда они всё слышат, видят и делают сами.
Для полноценного изучения родного края, истории жизни своего города нам на помощь пришла музейная педагогика, потому что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Всем известно, что музей-учреждение, занимающееся хранением, показом, изучением документов, предметов.
В нашем городе есть музеи, но ориентированы они, в основном, на взрослых. Наш детский сад находится далеко от центра и существует проблема с организацией посещения музея. После анкетирования родителей выяснилось, что мало кто из них с детьми были в музеях.
Поэтому нам пришла идея – создать мини-музей в группе. Часть слова «мини» отражает возраст детей, размеры экспозиции, определённую ограниченность тематики. Главная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники помогали своим близким изготавливать экспонаты.
Работа по созданию мини-музея сплачивает вместе воспитателей, детей и родителей.
Для каждого человека, а для ребёнка тем более, город, в котором он родился и живёт- его «малая Родина», поэтому о своей Родине он должен знать всё.
Так и возродилась тема мини-музея «История моего города».
Работая над созданием данного мини-музея в группе, мы рассмотрели возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Нам известно, что больших усилий в момент дошкольного периода требует процесс активного воспитания путём действенного познания. Поэтому старались, чтобы мини–музей эстетично гармонировал с предметно –образовательной средой. В подготовке создания модели мини-музея мы определили следующие средства музейной педагогики :
-художественные;
-социально-средовые;
-практические
Художественные средства-это фотографии, фотоальбомы, открытки, диски о городе, природе родного края, художественная литература.
Социально-средовые средства- семейная среда (традиции, обычаи, коллекции домашнего музея, среда мини- музея группы, среда музеев города.
Практические средства- собственная творческая деятельность, размещение экспонатов, предметов, поделок в мини-музее группы. В эту среду входит и экспериментальная деятельность: опыты, наблюдения, например, путешествие в историю своего города или какого- либо предмета.
То пространство, продуманное педагогически, которое окружает ребёнка, его осмысление им, помогают сформировать творческую, коммуникабельную, ценностно-ориентированную, высоконравственную личность.
В процессе создания опытно- экспериментальной деятельности были определены основные виды работы по музейной педагогике:
-интеллектуально-познавательный
-проектный
-игровой
-диагностический
Таким образом, творческому развитию ребёнка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию мира чувств, фантазии, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям, способствует художественно -эстетическая деятельность средствами музейной педагогики.
Мы определили структуру модели музейной педагогики, которая имеет свою цель, задачи, направления.
Цель музейной педагогики-создание оптимальных условий для развития личности путём внесения её в разнообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- обогащение предметно-развивающей среды группы;
-формирование умения успешной адаптации в окружающей обстановке;
-формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
-развитие речи, словарного запаса слов;
-воспитание любви к родному городу;
-воспитание культуры поведения.
Были выбраны следующие направления в работе:
Оформительское :
Важным этапом в организации мини-музея является выбор места, т. е. создание экспозиции. Мы разбили всю экспозицию на 5 блоков:
1. «Музей-это…»
2. «Мы живём в России»
3. «История моего города»
4. «Известные люди Старого Оскола»
5. «Современный город»
Исследовательское:
Дети могут совместно с родителями проявлять свои исследовательские умения. Одним из основных принципов этой исследовательской работы является комплексность. Поэтому юные краеведы пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами.
Экскурсионное:
Это форма культурно-образовательной деятельности музея. Экскурсоводом может быть как воспитатель, так и ребёнок, который умеет интересно рассказывать, заниматься какой-то исследовательской деятельностью. Экскурсию можно проводить по заранее составленному плану и маршруту, по отдельным блокам, по темам.
Главная особенность нашего мини-музея : в его создании участвуют дети и их родители. Дети могут сами выбирать для обсуждения интересующую их тему, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для своих родителей.
В обычных музеях экспонаты трогать руками нельзя, а в нашем- можно, можно брать в руки и рассматривать, переставлять, менять местами. Ребёнок с гордостью показывает свою работу, потому что он является творцом данной экспозиции, её соавтором.
Вся эта работа требует большой любви к детям, времени, но всё окупается, когда чувствуешь заинтересованность детей, родителей, их умение ладить в коллективе, и по большему счёту, проявление их любви к своей родине.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. - М : ТЦ Сфера,2015. – 96
2. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. 2013. -32. с 32-37
3. Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика» М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г.