Ольга Орешко
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Милости просим, гости дорогие!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Тема: Милости просим, гости дорогие!
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Милости просим, гости дорогие!“» размещена в разделах
Задачи: расширить представление о жанрах устного народного творчества; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, к русскому фольклору, расширять кругозор детей. Обогатить знания детей пословицами и поговорками;
Ход занятия
Хозяйка (воспитатель) «избы» приветливо встречает детей, рассаживает их на стульчики, напевая песенку - потешку:
Катя, Катя маленькая Катенька удаленькая.
Пойди, Катя, горенкой Топни, Катя, ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки, Хороши оладушки:
Горячи румяны, С маслицем, сметаной.
(воспитатель показывает рисунок русской народной избы, терема – показывает где какая комната, для чего в избе существовали сени, красный угол, печка).
Хозяйка рассказывает о своей «избе», вместе с детьми выясняет, сколько в ней знакомых и незнакомых вещей. (как поставлен стол в большой семье (обед семьи, как происходило женское рукоделие (прясть нитки, пряжу, ткать ткань) и плетение из бересты корзин, лаптей (мужское дело) После этого произносит:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрешки румяные. Достает большую матрешку, все
внимательно ее рассматривают. Встряхивает: внутри что-то гремит.
Матрешка «здоровается» с детьми и раскрывает им свой «секрет»
(от имени матрешки говорит воспитатель) :
Матрешка на окошке. Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке. Как в доме деревянном.
Воспитатель открывает матрешку и показывает вторую, среднюю, а из средней
достает маленькую. Ставит все игрушки рядом.
«Посмотрите какие нарядные, румяные, красивые матрешки. Полюбуйтесь ими.
Они все разные. Эта самая большая, эта самая маленькая, а между ними -
средняя.»
Обсуждение с детьми: Как сделал матрешка, какие яркие краски используют мастера. Имя Матрена в русском обществе. Как относились к животным дома в деревне.
Появляется игрушка Котик.
А хозяйка говорит: «А у меня для вас, детки, пирожки поспели»
Ходил котик на торжок, купил котик пирожок
Пошел кот на улочку купил котик булочку
Самому ли съесть, или кошечке отнесть
Я и сама откушу и кошечки снесу.
Хозяйка: Вот ребята какой котик хороший поделиться…
Физкультминутка «Как у нашего кота"
Как у нашего кота, шубка очень хороша (движения руками какая шубка)
Как у котика усы (руки в стороны)
Удивительной красы (вокруг широко описываем руками круг)
Глаза смелые, зубы белые. (показываем)
А петь котик умеет! (хлопаем в ладошки)
Дети поражают голосу котенка. (Мяу, мур-мур).
Воспитатель: Ну что ребята нам очень понравилось в сказочной стране, но нам надо возвращается домой! С чем мы познакомились?
А что особенно запомнилось? Воспитатель: Ну что ребята нам очень понравилось в сказочной стране, но нам надо возвращается домой!
С чем мы познакомились?
А что особенно запомнилось? Ответы детей.
В заключении поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т. е. чем его заменили в современном хозяйстве «электрический чайник – самовар», «веник – пылесос»).
Воспитатель: молодцы, очень хорошее занятие! А вам ребята понравилось? Ответы детей.
Ребята сегодня мы с вами узнали как принимали гостей в старину. Заваривали чай, угощали пирогами печеными в печи. Хозяйка встречала гостей добрым словом и поклоном. У детей были расписные игрушки - матрешки и коньки, берестяные погремушки. Значит наши прабабушки и прадедушки были трудолюбивым и доброжелательным!