Любовь Надежкина
Методы и приемы в работе со звуками при автоматизации их в связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ СО ЗВУКАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ИХ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Автоматизация звуков в связной речи- заключительный этап в коррекционной работе, этап сложный, организованный.
На этом этапе от ребенка требуется высокая организация, много усилий, терпения, внимания. Поэтому он должен быть таким же интересным, занимательным и игровым. Тогда введение звуков в связную речь пройдет для него легко и быстро.
Публикация «Методы и приемы в работе со звуками при автоматизации их в связной речи» размещена в разделах
Овладение связной монологической речью- одна из центральных задач речевого развития дошкольника. Ее успешное решение зависит от многих условий:
- речевой среды;
-социального окружения;
- семейного благополучия;
-индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.
Формирование и умение навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой, и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой (начало, середина, конец).Процесс автоматизации звуков в связной речи будет осуществляться более успешно при следующих условиях:
- правильно определена степень тяжести речевого дефекта;
- соблюдена последовательность этапов в процессе коррекционной работы;
- тщательно спланированы разнообразные методы и игровые приемы;
- соблюдены фонетические требования к отбору речевого материала.
На важность соблюдения этого принципа (фонетической доступности) указывали многие авторы Рау, Хватцев, Каше.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
При автоматизации звуков в связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :
- в рассказах- описаниях с опорой на игрушку или предмет;
- в рассказах- описаниях с опорой на графические схемы и сюжетные картинки ;
-в рассказах- повествованиях с опорой на игрушки и предметные картинки;
-в пересказах с опорой на картины с проблемным сюжетом;
-в стишках и потешках с опорой на мнемо-таблицы;
-в рассказах-повествованиях с опорой на силуэтные изображения, в драматизации.
Метод наглядного моделирования способствует:
-усвоению принципа замещения, передачи события при помощи заместителей;
-овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины,
Определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
-формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с
Различными деталями и событиями.
Составление рассказов с опорой на предметные картинки формирует умения и навыки монологической речи, упражняет наблюдательность, совершенствует сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, память, восприятие, пополняет запас знаний и сведений.
Рассказы-описания с опорой на графический план и сюжетные картинки пополняют запас знаний и сведений о предмете или явлений, развивают речь, стимулируют фантазию. Работа по сюжетным картинкам строится в несколько этапов:
-выделение значимых объектов картины;
-рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
-определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
-объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Заучивание стихов и потешек с опорой на мнемо- таблицы развивает память, внимание, создает у ребенка залог успеха, желание разучивания новых и новых стихов.
Работа над интонационным чутьем дикцией темпом речи помогает избегать таких недостатков, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность.
Рассказы-повествования, основное назначение которых-передать развитие действия или состояние предмета. Составляя рассказ о событиях, якобы происходящим с героями картины, ребенок опирается не только на собственный опыт, но использует фантазию, воображение, при этом речь ребенка должна быть содержательной логичной последовательной, связной.
Рассказы-повествования с опорой на силуэтные изображения, сказкотерапия. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.