Алия Кумарова
Методы проведения игр с природным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого - горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения ребенка с миром природы. Находящийся в естественном природном окружении, природный материал побуждает ребенка к спонтанной деятельности. Первые контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все происходит впервые.
Публикация «Методы проведения игр с природным материалом» размещена в разделах
Очень важно проводить игры вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение ребенка за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка.
Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
-проигрывание действий педагогом на глазах у детей;совместное -выполнение игровых действий педагогом и ребенком
-выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
-по образцу предлагаемому взрослым;
-по словесной инструкции;
-сопровождение ребенком выполняемых действий речью.
Содействие в развитие должен быть воспитатель уделять большое внимание руководству данными играми, поскольку в них заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей, для совершенствования их созидательной деятельности, а также сюжетно-ролевой игры.
Педагогу следует обращать внимание детей на то, что каждый из материалов в определенных условиях может менять свои свойства. Например, вода из жидкой может стать твердой (лед); она может также переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной или мутной водой; песок бывает сухим, сыпучим и сырым, тяжелым; снег - рыхлым, вязким, рассыпчатым и т. д.
Природные материалы регулярно должен использоваться как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых сеансах.
Педагогическое руководство играми с природными материалами, должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей с различными игровыми действиями.
Летом удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку.
Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы, Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формовку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог.
Например, воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» Подтверждает он, - из песка можно сделать дворец или дорогу и погулять в нем с куклами или с машинами. Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?»
Тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу.
Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.
Действуя с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в то же время увлекательно играет.
Итак, игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка.
При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют и в играх с водой: одни предметы моют, другие пускают плавать, в третьи наливают воду и выливают ее. В играх с водой дети устраивают пристани, пускают по воде буксирные пароходы с прикрепленными к ним баржами с грузом, пассажирские пароходы, парусные и моторные лодки. Воспитатель показывает им, как лучше двигать по воде эти игрушки.
Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений.