светлана платонова
Методы проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Методы проектов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко»
ТЕМА: «Методы проектной деятельности в ДОУ»
Выполнили: Платонова С. А.
Феськова М. А.
С. Шира 2016г
История возникновения проектной деятельности
Публикация «Методы проектов» размещена в разделах
Метод проектов зародился во второй половине 20 века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ- идеалист Джон Дьюи (1859- 1952).Согласно его воззрением, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенка должен приобретать путем поиска, в ходе исследовательской проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и в целом- восхождения от частного к общему,т. е. использования индуктивного метода познания. Обучение должно быть проходить преимущественно как трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:
По целевой установке (иследовательски-творческий,ролево-игровые,информационно-практико-ориентированные);
По количеству участников (комплексные,межгрупповые,творческие,групповые,индивидуальные,исследовательские);
По срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Структура проекта выделяет 4 этапа :
1 этап- подготовки проекта :
На данном этапе педагоги определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования, разработать модель взаимодействия всех участников проекта, определяют прогнозируемый результат; обсуждают проект с родителями,выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта.
2 этап- практической реализации проекта :
На данном этапе педагог планирует содержание деятельности для всех участников проекта. Составляет перспективные планы, конспекты занятий и т. д.
3 этап- заключительный подведение итогов:
На данном этапе педагоги проводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап- презентация и защита проектов :
Это может быть педагогический или итоговый педсовет, конкурс, выставки в метод кабинете.
Последовательность работы педагога над проектом :
. педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка;
.вовлекает дошкольников в решение проблемы;
. намечает план движения к цели;
. обсуждает план с семьями на родительских собраниях;
. обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
. собирает информацию, материал;
. проводит занятия игры, поездки;
. дает домашнее задание;
. поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей;
. организует презентацию проекта (составляет книгу, альбом совместно с детьми);
. подводит итоги.
Вам представлю один из видов проекта такой как исследовательский
И. п. предполагает получения ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правило, этот проект носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя 4 этапа.
1 этап- предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок приходит самостоятельно к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога:
первая вторая третья
Что мы знаем?
Создается проблемная ситуация для всех детей Что мы хотим узнать?
Создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу Как узнать об этом?
Связана с привлечением родителей, взрослых, которые совместно с ребенком формируют исследовательскую задачу
Первый этап заканчивается формулировкой вопроса (что такое зима)
2этап- ребенок приступает к реализации проекта т. е. отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут совместно с родителями искать информацию в энциклопедиях, в интернете, телевизионных передачах и и т. д. Результаты поиска должны быть обязательно зафиксированы ребенком с помощью взрослых.
Таким образом, во 2 этапе мы задаем вопросы, которые раскрывают нам саму тему, или поставленный вопрос. Для чего нужен снег в природе? как влияет зима на природу в целом? из чего состоит снежинка?
Повести опыт :как получить из снега чистую воду?
3 этап- презентация проекта. Он имеет большую значимость для ребенка, а так же социального его развития, рассказывая о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители должны обязательно присутствовать при презентации проекта, а так же важна помощь педагога.
это может быть какой то рисунок работа например на тему: «зима глазами ребенка».
4 этап- после презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний.
Фото выставка на тему: «Отдых зимой совместно с родителями»