Елена Логвинова
Методы повышения мотивации на уроках географии
▼ Скачать + Заказать документы
1.4. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой
На каждой параллели в классе обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Поэтому, учебно-воспитательный процесс строю с учетом индивидуальных особенностей таких ребят. В своей работе применяю следующие методы :
Публикация «Методы повышения мотивации на уроках географии» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2021
словесный метод (метод беседы) позволяет вовлекать детей в учебный процесс, наглядно учит живому общению, содействует выявлению качества получаемых знаний и их закреплению. Может быть полезен для закрепления знаний, слов и оборотов речи, а при ознакомлении с незнакомым материалом на на-чальном этапе — для выяснения того, что ребята знают, а на завершающем — для проверки усвоения услышанного (воспринятого). метод работы с учебником : работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В своей практике на начальном этапе работу с книгой осуществляю главным образом на уроках под своим руководством. Учу внимательно читать текст, находить ответы на поставленные вопросы. На основании приведённых в учебнике примеров, прошу привести свои примеры, что позволяет и ребятам и учителю понять насколько хорошо усвоен новый учебный материал. наглядный метод обучения : в своей работе я не только демонстрирую объект, о котором идет речь, но и организовываю детальное его изучение, стараюсь научить детей способам и приемам его обследования. Обеспечиваю повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.
практический метод обучения : эффективность работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими. Опыт работы подтверждает, что для обучения детей, имеющих отклонения в развитии, самым благоприятным является органичное единство наглядных и практических методов, получившее реальное воплощение в системно-деятельностном подходе. Согласно этой форме учебной работы, для развития сенсомоторного и социального опыта, языка и речи в ее коммуникативной функции, для формирования навыков учебно-познавательной деятельности стараюсь создавать специально организованную дидактическую среду, мотивирующую познавательный интерес и естественную потребность в речевом
общении в процессе совместной деятельности, столь привлекательной для любого ребенка. В своей работе широко применяю такую разновидность практического метода обучения как дидактические игры и занимательные упражнения, или изготовление моделей, например, модель вулкана, из разных материалов. Ребятам 6-11 классов можно предложить изготовление дидактических игр самостоятельно, сначала по образцу, а потом можно предложить пофантазировать самостоятельно. Такая работа выступает как составляющий элемент метода стимулирования обучения.
Подвижные географические игры
Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать
Географическая разминка.
а) В течение одной- двух минут по заданию учителя или учащихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом уроке для тренировки географической зоркости.
б) 7 класс “Мировой Океан”, Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок” : “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)
“Полный штиль!” – руки без движения;
“Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;
“Волны сильнее!” – движение более сильное;
“Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;
Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!” : совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).
в) “Литосфера”, 7, 8 классы. Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф, виды равнин. Возможный вид разминки: учитель предлагает “поиграть по правилам”. Педагог довольно быстро называет термины; если термин относится к теме “Строение земной коры”, руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты, если к теме “Рельеф”, – тянут обе руки вверх. Например, “плита, щит, низменность, впадина, интрузия, аккумуляция, платформа”. Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, “полезные ископаемые”, дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают. Общий добрый смех завершает “опрос”.
Похлопаем, помашем
а) Выходит один отвечающий, как только он ответит на вопрос, ученики должны отреагировать следующим образом: при правильном ответе громко захлопать, а при неправильном – помахать высоко поднятой рукой. Данный приём можно использовать как экспресс- диагностику знаний учащихся.
б) “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных,
народы, города.
Игра “Раз! Два! Три!”
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Игра “Широта и долгота”
Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.
Игра “Верх - вниз”
Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п., ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.
Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.
Деловые игры
В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.
Методические приёмы
Содержание
Экспертиза
Задание: создать экспертные группы и провести экологическую экспертизу состояния окружающей среды и природных ресурсов Восточно-Европейской равнины. Предложить пути решения проблем и рационального природопользования.
Тендер
1 вариант. Тема «Сфера услуг». В классе создаё тся три туристско-экскурсионных агентства Задание: Используя предложенную картосхему местности и имеющиеся природные и хозяйственные условия, создайте проект развития рекреационного хозяйства. После выполнения задания, идёт защита проектов и определяется победитель.
2 вариант. Тема «Потребительский комплекс» Создаётся несколько групп-фирм. Задание: разработайте проект малого предприятия по производству, какого- либо товара народного потребления.
ОЭЗ
Тема «Восточная экономическая зона». Задание: создайте на территории Восточной экономической зоны особые экономические зоны, технопарки, раскройте обоснование их создания, специализацию и экономический эффект для страны.
УМШ - учебный мозговой штурм
С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.
Пример.
8 класс. Экономика. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола.
Интерактивные игры.
В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономики, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры, более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «Лук и стрелы», «Авиазавод», «Как заработать на жизнь», «Муниципалитет», «Пирамида»,