Татьяна Петрова
Методы педагогического взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методы педагогического взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Источником знаний о семье является социально – педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов как беседа, анкетирование, опросники, тесты, сочинение и др.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Психологи считают интересным и эффективным методом исследования - сочинение – которое позволяет увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Сочинение – важный шаг в осознании и понимании родителем проблем воспитания, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Родителям предлагается план, например, что их радует, что огорчает в ребенке, каков ребенок в игре, труде, каковы его отношения со сверстниками и т. д. Данный метод предоставляет превосходную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя и является одной из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявлять особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком.
Публикация «Методы педагогического взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Метод «Родительское сочинение» позволяет: выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания; получить информацию об истории развития ребенка; получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.
Наиболее распространенным методом является - беседа. Это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа - это еще и форма исследования. Важнейший принцип беседы – двусторонняя активность беседующих. Педагог предает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить.
Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умение ее вести. Беседа начинается с нейтральных вопросов, можно подчеркнуть успехи родителей в воспитании, похвалить малыша за его достижения, это косвенный комплимент его маме.
Педагог может поинтересоваться, как мама решает вопросы послушания, закаливания, проведение досуга в семье, трудового воспитания. Постепенно можно перейти к насущным проблемам воспитания, выявить, что является актуальным для данной семьи. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы педагогу.
Самым популярным методом изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей является, анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Посредством анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, допускаемые трудности и ошибки. Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Возможны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы».
Следующий элемент анкеты – преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоставите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родителей к анкетированию. Анкета начинается с введения, где следует подчеркнуть активную позицию родителя.