Папки-передвижки

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности дошкольников

Барышникова Татьяна Петровна
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Определение функциональной грамотности, значение развития предпосылок развития функциональной грамотности в дошкольном возрасте.

Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи. «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития социального окружения».

Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу.

Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая, естественно-научная и финансовая.

Для формирования читательской грамотности: чтение художественной литературы, литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки.

Для формирования математической грамотности: практический метод, моделирование, метод решения логических задач, эксперименты и опыты, элементарный анализ (синтез, сравнение).

Для формирования естественнонаучной грамотности: проблемно-поисковые вопросы, детское проектирование, элементы детского экспериментирования, исследовательская деятельность, наблюдения.

Для формирования финансовой грамотности: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, познавательные занятия, беседы, проблемные ситуации, трудовая деятельность, экскурсии.

Для развития креативного мышления: дидактические игры, игры-соревнования, игры-ситуации, наглядные методы (наблюдения, показ образца).

Эффективные приемы в образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности.

Технологии проектного обучения.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

Технология экспериментирования

Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя).

Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с: -песком;

-водой;

-объектами живой природы; -предметами и материалами.

Цель экспериментирования - формирование представлений у детей об объектах живой и неживой природы, через практическое самостоятельное познание/

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.

Здоровьесберегающие технологии

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Информационные и коммуникационные технологии

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Технологии игрового обучения

Играв дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности ребенка. И основной способ переработки и усвоения новых знаний и опыта социальных взаимоотношений.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

В работе с детьми важно использовать следующие виды игр:

• Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)

• Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.). Они относятся и к здоровьесбрегающим технологиям.

• Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)

• Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

• Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик»,

«Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.)

• Настольно - печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

• Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное

пособие «Злаки», и т. д.)

• Сюжетно-ролевые игры – основа формирования благоприятных взаимоотношений в социальной среде.

• Самостоятельная игровая деятельность – является необходимым видом деятельности, в ходе которой происходит переработка, усвоение, практическое применение полученных знаний и навыков детьми.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 10:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы формирования функциональной грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Барышникова Татьяна Петровна (УИ 2848829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД