Барышникова Татьяна Петровна
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Определение функциональной грамотности, значение развития предпосылок развития функциональной грамотности в дошкольном возрасте.
Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи. «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития социального окружения».
Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу.
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая, естественно-научная и финансовая.
Для формирования читательской грамотности: чтение художественной литературы, литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки.
Для формирования математической грамотности: практический метод, моделирование, метод решения логических задач, эксперименты и опыты, элементарный анализ (синтез, сравнение).
Для формирования естественнонаучной грамотности: проблемно-поисковые вопросы, детское проектирование, элементы детского экспериментирования, исследовательская деятельность, наблюдения.
Для формирования финансовой грамотности: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, познавательные занятия, беседы, проблемные ситуации, трудовая деятельность, экскурсии.
Для развития креативного мышления: дидактические игры, игры-соревнования, игры-ситуации, наглядные методы (наблюдения, показ образца).
Эффективные приемы в образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности.
Технологии проектного обучения.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Технология экспериментирования
Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя).
Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с: -песком;
-водой;
-объектами живой природы; -предметами и материалами.
Цель экспериментирования - формирование представлений у детей об объектах живой и неживой природы, через практическое самостоятельное познание/
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.
Здоровьесберегающие технологии
Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Информационные и коммуникационные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Технологии игрового обучения
Играв дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности ребенка. И основной способ переработки и усвоения новых знаний и опыта социальных взаимоотношений.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
В работе с детьми важно использовать следующие виды игр:
• Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
• Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.). Они относятся и к здоровьесбрегающим технологиям.
• Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
• Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
• Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик»,
«Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.)
• Настольно - печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
• Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное
пособие «Злаки», и т. д.)
• Сюжетно-ролевые игры – основа формирования благоприятных взаимоотношений в социальной среде.
• Самостоятельная игровая деятельность – является необходимым видом деятельности, в ходе которой происходит переработка, усвоение, практическое применение полученных знаний и навыков детьми.