Желкобаева Светлана
Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ.
В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль.
О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали физиологи В. М. Бехтерев и И. П. Павлов.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления.
Пение укрепляет дыхание, развивает внимание, память, мышление и воображение. В процессе пения происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные, коммуникативные качества и, конечно, речь.
Публикация «Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ» размещена в разделах
Методика вокально – хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.
Работа над приобретением детьми вокально – хоровых навыков состоит из двух этапов: речевой этап и работа над звуком.
Певческая установка – это положение которое должен принять вокалист перед началом пения. Перед ознакомлением с певческой постановкой корпуса, можно исполнить песню «Петь приятно и удобно» А. Абеляна или прочитать стихи: «Сидит дед», «Спинка – тростинка».
Дыхание – один из факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
В этом ему помогут различные дыхательные упражнения, которые также очень нравятся детям и преподносятся в виде игры.
Наиболее известна дыхательная гимнастика Стрельниковой, такие упражнения как: «ладошки», «кошка», «насос», «обними плечи, «поворот головы», и другие.
Звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шар»,
«Пузырь», «Котенок и шар» и др.
Эти упражнения можно делать в начале музыкального занятия, перед пением или в перерыве между двигательной активностью в качестве физкульт -минутки.
Артикуляционная гимнастика и дикция – игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание. Их общая цель – подготовить голоса детей к пению. Например: Артикуляционная гимнастика по системе В. В. Емельянова, упражнения
«Язычок» или упражнения «Ручеек», «Мотоцикл», Музыкальные пальчиковые игры «Мышки», «Маленький зайчишка»; Скороговорки, чистоговорки.
Далее происходит переход от речевого этапа к пению. Здесь используются попевки, на произнесение отдельных слогов
Звукообразование - работа над звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Вот некоторые упражнения помогающие в этом:
1. Пение с приставленной к уху ладонью
2. «Колокол» (по К. В. Тарасовой)
3. Игра со звуком «Саксофон»
4. Пение с закрытым ртом
5. Звуковая дорожка
6. Упражнения по методу Д. Е. Огороднова
7. Песенки – распевки.
Мы очень любим распевки – календарики – построенные на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.
Звуковедение – в основе лежит связное пение (legato, при котором гласные связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро не нарушая единого звукового потока.
Для плодотворной работы педагог должен выполнять следующие правила:
1. Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике
2. обучать навыку пения надо a cappella на материале простейших распевок
3. перед детьми должна стоять конкретная задача (споем распевку, делая ударение на нижнем или верхних звуках
4. необходимо приучать детей слышать себя и слушать других.
5. надо сразу пресекать громкое, крикливое пение (пособие Л. Н. Алексеевой и Е. И. Голубевой)
Интонация
Работая над чистотой интонации, используются такие методические приемы : пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение a cappella, пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «У», пение с солистами (попевки, Вокальная игры «Мы веселые ребята», «Пой за мной)
Развитие ладового чувства – чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Упражнения способствующие развитию чувства лада:
1. Распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники.
2. Попевки в которых каждая фраза заканчивается на тонику
3. Попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия (упр.
«Листики», «Музыкальное приветствие»)
1. Упражнение на точное интонирование тонической терции
2. Наглядные пособия с движущимися деталями
3. Использование музыкально – дидактических игр направленных на развитие ладового чувства. Игра «Кузнечик», «Птички на проводах»
4. Певческая импровизация
8. Песни – добавлялки
И конечно же нельзя упускать такую важную область в работе с детьми как Ритм - работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и конечно же, работая над песней. В этом нам помогут такие упражнения:
1. Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками
2. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или отстукиванию ритма педагогом и пропевания. (для старших дошкольников)
3. Ритмическая игра «Чики – чики – чикалочка
4. Пение по ритмическим картинкам
5. Ритмический аккомпанемент
6. Играй «Узнай песню по ритму»
На своих занятиях использую любой стучащий, звенящий материал.
Чтобы занятие не превратилось в скучный процесс, обязательно используем музыкально-дидактические игры, ведь дошкольный возраст- это игра. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями и вызывают инициативу, способность к восприятию, самостоятельности
Можно выделить такие дидактические игры как:
- «три цветка» (определение характера музыки);
- «музыкальные узоры» (развивает музыкальное воображение);
- «встаньте дети, встаньте в круг» (ориентация в пространстве);
- «какой инструмент играет?» (развитие тембрового слуха);
- «Аплодисменты» (развитие чувства ритма).
Все эти методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ способствуют не только качественному исполнению, но и живому интересу и отзывчивости детей. Если педагог продумал и правильно построил работу над разучиванием вокального произведения, если учтены все особенности детского голоса, психологии дошкольника, то дети свободно будут держаться перед аудиторией слушателей, ведь у них выработаны исполнительские качества и уверенность.