ольга летуновская
Методы и приемы речевого развития детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Методы и приемы речевого развития детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения) и др.
Широко применяем словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос и др.
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. Из практических методов чаще всего используем игровые приемы.
Все методы и приемы используются в комплексе и во взаимодействии друг с другом.
В своей группе мы широко применяем много наглядности, эмоциональных приемов, в основном игровых, сюрпризных моментов.
Для развития речевой активности у детей широко используем картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за нами, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. При прочтении несколько раз одного и того же произведения побуждаем детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять.
При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т. д, показываем детям много различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.
В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей : учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Мы стремимся, что бы наша речь и речь родителей соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т. д.) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности. Поэтому подготовили информацию о грамматически правильной речи, схемы о правильном произнесении звуков, что необходимо читать детям в этом возрасте, папку – передвижку о развитии мелкой моторики рук.
Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия.
Развитие речи происходит на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду. Это и совместная деятельность воспитателя с детьми, и самостоятельная деятельность. Мы определяем содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Стараемся активизировать речь детей, задаём вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, мы всё время дополняем ответы детей, а в случаи затруднения сами ведём рассказ, призывая детей повторят за ним.
Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Мы внимательно следим за речью детей : слушаем, как говорит ребёнок, и повторять за ним все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания (потешка, стихотворение) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-нибудь слова, воспитатель во время помогает ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.