Ирина Веренцова
Методы и приемы работы по развитию речи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, по словам В. С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками [14, с. 55].
Большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяет использовать театрализованную деятельность как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам дошкольник испытывает при этом удовольствие, радость. Театрализованные игры рекомендуется использовать, в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений.
Публикация «Методы и приемы работы по развитию речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
При подготовке к театрализованной игре, следует правильно выбрать произведение. Подбирая рассказ, сказку или стихотворение воспитатель детского сада, в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для детей. Фактически каждому году жизни ребенка, соответствуют свои произведения. При выборе их, вопрос о доступности языка определяется главным образом, словарным составом текста. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми. Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста детей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения;
- самостоятельная творческая деятельность.
Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой [10, с. 55].
Традиционные приемы словесного метода : выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение. В качестве разнообразии приемов, может прослушать произведение в аудиозаписи.
Следует только помнить, что использование ТСО при ознакомлении с художественной литературой целесообразно использовать только после первичного ознакомления с текстом.
Словесные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и др.). После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. А так жеможно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи воспитатель использует специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего проговаривание скороговорок и чисто говорок. При работе над выразительностью речи педагог может использовать следующие словесные приемы : речевой образец, повторение, словесное упражнение.
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо [6, с. 70].
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Источником - определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать тоже самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др.) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания «Разные настроения». Можно предложить детям разыграть маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой [17, с. 99].
Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально- игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей- то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.