Ольга Юмаева
Методы и приемы обучения чтению
Этапы обучения чтению идут постепенно друг за другом и перескочить через какой-то из них – значит, остановиться. Если в детском саду по болезни или ещё какой-то причине ребенок не усвоил один из этих блоков, произошло «застревание» на последнем. В то время как остальные воспитанники идут дальше, осваивая слоговое чтение, ребенку тоже хочется читать слогами, но это не получается. Отсюда и негативная реакция. В этом случае необходимо вовремя помочь.
Публикация «Методы и приемы обучения чтению» размещена в разделах
Для начала надо исправить звукопроизношение, если оно нарушено. Затем необходимо проводить работу по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Помогут такие игры, как «Назови слово из звуков (не из букв)», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Назови гласный звук в слове», «Назови все гласные звуки в слове». Не забывайте про гласные первого и второго ряда, их отличие, смягчение впереди согласных и т. п. Важно помнить и про правила обозначения звуков: согласные твёрдые (синий цвет, согласные мягкие (зелёный цвет) и наше золотое правило – «Все гласные – красные!».
Такая игра в виде напечатанных в строке крупным шрифтом букв, всё очень просто. Попросите ребенка выкладывать слева направо на буквы бусины, пуговицы, детали мозаики. А ещё лучше – находить из разрезной азбуки соответствующие буквы и накладывать их сверху. Для начала пусть это будут только гласные первого ряда, потом к ним добавьте гласные второго ряда. И, наконец, согласные, и все буквы вместе. Затем предложите ребенку выкладывать из букв геометрические фигуры, называя их.
Рекомендую провести с ребенком игру «Сколько слогов в слове» (прохлопывая их, «Назови первый/ второй/ последний слог». Конечно же, слова должны исходить от взрослого вначале односложные, далее двусложные и т. п. Соглашусь, это утомительная, длительная, но необходимая работа.
Лишь после того, как этот блок будет освоен, идет плавный переход к слиянию слогов. Сделайте с ребенком из бумаги «книжку-малышку» в виде прямоугольника, разделенного пополам на квадраты. Прямоугольники нужно вырезать и в квадратах написать любые буквы. Лучше напечатать по 1 букве и заламинировать карточки. Взрослый диктует букву, ребенок пишет её маркером в свободном квадратике и медленно читает полученный слог. Другая игра «Найди слог». Ребенок читает и ищет написанный отдельно слог. Взрослый может менять слог, называть его, тогда он будет восприниматься на слух, что не меняет важности задания.
Постепенно можно переходить к чтению слогов, добавляя к ним букву, затем слог, несколько слогов и т. п.
Чтобы вызвать интерес к чтению у ребенка, посоветую Вам некоторые недорогие пособия. Некоторые из них Вы найдете в интернете в свободном доступе.
1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Быстрое обучение чтению» : – М., изд. АСТ, 2021.
2. Куликовская Т. А. «Тренажёр по чтению» Выпуск 1. Рабочая тетрадь. – М., 2023
3. Гаврина Б. Е. «Поиграем со словами». Папка дошкольника. – Киров
4. Бурдина С. В. «Читаем предложения». Серия «Говорим правильно» – Киров
5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения чтению» : – М., изд. АСТ, 2022.
Это огромная работа, которую вполне можно проводить дома. Ребенку будет интереснее, если Вы попросите к каждому занятию рисовать рисунок. К примеру, если сегодня Вы делали разбор слова КОТ, пусть ребенок нарисует кота, и что немаловажно, за каждое занятие, ребенок сам себя должен оценить.