МААМ-картинки

Методы и приемы коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

Ананьева Дарья Олеговна
Методы и приемы коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Э. Г. Гаджибалаева отмечает, что занятия по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии строятся в соответствии с действующей программой. Эти занятия служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с нарушением интеллекта. В целях ослабления этих недостатков необходимо:

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

- учить указывать на называемый воспитателем признак;

Публикация «Методы и приемы коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии» размещена в разделах

- учить называть предметы и их изображения;

- формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;

- учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;

- формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;

- развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

К. Е. Маслакова отмечает, что значимость изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии проявляется в таких аспектах как:

1) предоставление ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (эстетические продукты объективируют в себе чувства и переживания ребёнка, то есть являются символическим выражением его отношения к миру, проекционной личности ребёнка);

2) последовательном развитии аффекта и изменении его психологического содержания от актуализации негативного аффекта и его эмоционального отреагирования – к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребёнка в форме изодеятельности;

3) проявлении интереса к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, что повышает самооценку ребёнка и степень его самопринятия.

Исследователи (Е. Л. Благодарова, Н. И. Голубева, С. С. Ханова, Е. А. Чирко) подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Рисование – графически-живописный способ изображения предметов, явлений, основой которого является колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора (в декоративном рисовании, постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.

М. А. Григорьева, В. Ф. Ситдикова отмечает, что декоративное рисование имеет большое значение в коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Задания декоративного рисования могут быть различными, например, оформление помещений школы к праздникам и мероприятиям, создание праздничных открыток и эскизов буклетов, оформление фотоальбомов, ежедневников, изготовление праздничных сувениров посредством составления узоров и орнаментов и т. д. На уроке декоративного рисования дети учатся составлять узоры, изучать орнаментальное творчество русского и других народов, знакомятся с основами художественного конструирования, моделирования, дизайна.

Ю. В. Захарова рассмотрела коррекцию воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии с помощью нетрадиционных способов рисования.

Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование при помощи красок, пальцев руки или всей ладони. В процессе рисования необходимо соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким, чистым. Для работы в данной технике необходимо приобрести специальные краски, так как возможны случаи проявления у детей аллергической реакции. Занятия пальчиковой живописью дают толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным.

Техника оттиска штампами и различными материалами разными по фактуре предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: взять штамп обмакнуть его оборотную сторону в краску или нанести на неё краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов к сюжетам с более локализированной композицией. Использование детьми с интеллектуальной недостаточностью этой техники наиболее предпочтительно в декоративном рисовании, т. к. повторение одного и того же движения формирует его ритмичность, что обусловливает совершенствование технических навыков и усиливает кинестетический контроль за качеством движений. В то же время, дети осваивают простую организацию декоративной композиции, в основе которой ритмичное повторение элемента узора.

В изобразительном искусстве техника «коллаж» известна довольно давно. Эта техника состоит в наклеивании различных наклеек из плоских или объёмных материалов. Рассматриваемая художественная техника предлагается для работы с детьми дошкольного возраста в нескольких вариантах: во-первых, в оригинальном представлении; во-вторых, как синтез рисунка с аппликацией; в-третьих, представляет собой сочетание техники «пальцевая живопись» и аппликации.

Техника «тычок жесткой кистью» требует определенного уровня развития технических умений и навыков ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваемый способ изображения во многом сходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен. Так, при традиционном рисовании кистью – инструмент удерживается тремя пальцами с небольшим наклоном по отношению к поверхности листа, линии и мазки наносятся строго по ходу движения руки. В технике «тычок жесткой кистью» кисть рекомендуется удерживать в строго вертикальном положении к поверхности листа бумаги, причем удерживать её между большим пальцем и двумя сомкнутыми пальцами руки.

С. В. Найдун выделяет нетрадиционные техники рисования по коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

1. Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. Выполняется с помощью большого количества бумаги, тушь, чернила либо акварельные краски, крупная кисть. Данная техника может выполняться для создания декоративных фонов для открыток, упражнений на развитие фантазии, арт-терапии, создания художественных произведений и т. д. Рисования нитками достаточно несложное занятие даже для маленьких детей. Все что нужно, это намочить нитку в краске, выложить на бумаге витиеватый узор, прижать сверху листком бумаги и вытянуть нить. Результат всегда не ожидаем и фантастичен. Таким образом, эти занятия способствуют умственному развитию детей, расширяют кругозор у ребенка, а также воспитывают у них художественный вкус, развивают восприятие формы.

2. Монотипия – это графическая техника, главной отличительной особенностью которой является значение «монос» – отпечаток. Рисунок первоначально наносится не на бумагу, а на ровную и гладкую поверхность как стекло или пластиковая доска. Сверху накладывается бумага и в результате получается отпечаток. Каждое наложение бумаги создает уникальный рисунок, ни разу не повторяющийся. То, что отпечаталось можно дополнить новыми деталями, а можно оставить в таком же виде. Монотипия помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление.

3. Граттаж. Эта техника довольна трудоемка в исполнении, но результат стоит усилий. Эту технику ещё называют «цап-царапки». Рисунок выделяется путем процарапывания острым предметом по бумаге или картону, залитых тушью либо гуашью. Техника граттаж наиболее любима среди детей, потому что при процарапывании рисунка происходит настоящее волшебство, и они выступают в роли волшебников. Развивается нестандартное мышление, аккуратность, фантазия, оказывается положительное влияние на психику. Минусом данной техники является сложность исправить ошибки при процарапывании. Техника требует максимальной аккуратности от ребёнка.

В. В. Герасимова говорит о том, что аппликация выступает одним из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. По своему характеру аппликация уже предполагает создание образов из отдельных элементов, мысленное представление результата, возможность варьировать деталями, материалами, что формирует у детей разные идеи и механизмы их воплощения. Способствует развитию творческого воображения в процессе аппликации, наличие у детей интереса к аппликации как виду изобразительной деятельности; последовательное овладение операциями воображения; усложнение способов создания аппликации; система занятий, направленная на развитие творческого воображения.

В развитии творческого воображения аппликация имеет очень большие возможности благодаря своей безграничности и обширности различных техник и материалов. Обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для развития творческого воображения дошкольника, потому как в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации, материал и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Е. И. Веретенникова, В. И. Капля, П. А. Ильминская, М. С. Никитенко считают, что оригами является искусством способствующем формированию познавательной деятельности воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. При складывании фигурки ребенок на практике осваивает и познает окружающий мир. С готовыми фигурками он моделирует игровые ситуации, возникающие в воображении. Замещая одни предметы другими, ребенок каждый раз находит самое приблизительное сходство предметов по самым обобщенным признакам, выстраивая игровую ситуацию, осваивая реальные действия.

Фигурки оригами имеют приблизительное сходство с настоящими предметами. Для оригами важно увидеть сущность предмета, его индивидуальность, увидеть самое характерное. Поэтому оригами является одним из значительных факторов, стимулирующих воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.

Э. Н. Шлыкова отмечает, что на занятиях лепкой развитие творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

О. Н. Полуэктова тестопластика даёт положительные результаты, позволяя создать творческую обстановку на занятии, вовлечь в процесс обучения всех обучающихся в группе; способствует развитию интеллектуальной, информационной, исследовательской культуры, культуры самоорганизации, приобретению компетентности, дающей возможность справляться с различными ситуациями, применению знаний на практике.

Использование данной методики способствует расширению знаний о декоративно-прикладном искусстве, обогащению изобразительного опыта, развитию познавательных способностей, любознательности, желанию экспериментировать с различными художественными материалами, развитию творческого воображения и на его основе развитию художественных способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к декоративно-прикладному и изобразительному искусству, формирует устойчивую нравственную мотивацию в практической деятельности и умение реализовывать полученные навыки в повседневной жизни.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Таким образом, изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие большинства сторон детской психики, а также воображения. Изобразительная деятельность включает в себя лепку, аппликацию, рисование. Однако первым из них ребёнок овладевает рисованием, поэтому ему и принадлежит особая роль в развитии детской психики и деятельности. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Фотоотчет об интеллектуальном турнире «Тигренок» детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет об интеллектуальном турнире «Тигренок» детей старшего дошкольного возраста Основная цель проведения турнира – привлечение внимания педагогов, родителей воспитанников к необходимости развития интеллектуальных и творческих.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии
Опубликовано: 26 марта 2022 в 17:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы коррекции воображения детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии» (включая файлы) размещена пользователем Ананьева Дарья Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД