Ирина Черепанова
Методы и формы развитие игровых умений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре развивается память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.
Публикация «Методы и формы развитие игровых умений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия - ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций Как же развивается игровой сюжет? Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?
Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только куклу Машу, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю».
Чтобы действие стало двух- и трех звеньевым, необходимо во время предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым одно звеньевым действием.
Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие, но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, в коляску, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей : в одном месте - все для игры с куклой (комната, кухня, в другом - строительный материал и машины.
Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.
Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости.
В раннем возрасте дети еще не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы поведения, требуемого ролью объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет.
Методы обучения - это система взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач
Игра должна организовываться как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.
Наиболее распространенные методы и формы :
игровые методы :
- воображаемая ситуация;
- дидактическая игра.
Игровые приёмы :
- внезапное появление объектов, игрушек;
- выполнение воспитателем различных игровых действий;
- загадывание загадок;
-введение элементов соревнований;
- создание игровой ситуации.
Игровые методы и формы особенно важны и эффективны в работе с детьми раннего возраста. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребенка общением со сверстниками.
Преимущества использования игровых методов для детей заключаются в следующем:
- игра помогает выразить скрытые чувства;
- игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию;
- игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
- игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия - формального и неформального;
- игра дает возможность учиться различным способам общения и подчеркивает важность эмоциональных реакций;
- игра является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает интересное действие;
- игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику игры;
- игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам; содержание и темп игры зависит от группы;
- в игре ребенок учится контролировать свои чувства и эмоции;
- игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях общения на позитивные.
В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей.
Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Меджерицкой по ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.
Второй метод - метод игры как деятельности - принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой Он основан на реализации трех основных принципов:
- первый принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.
- второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
- третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.
Все принципы направлены на развитие игровых способностей и умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересам
Третий метод организации самостоятельной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и увлекательной, если правильно организована.