Елена Геннадьевна Вакуленко
Методы и формы оценивания образовательных достижений детей младшей группы дошкольного возраста
МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ЛЕТ)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Параметры раздела:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
2. Приветливое общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование интереса к трудовым действиям взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы из которых сделаны предметы и вещи, называет некоторые профессии.
Публикация «Методы и формы оценивания образовательных достижений детей младшей группы дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Формирование самостоятельности в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.
5. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
7. Проявление интереса к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
Критерии: сформирован, частично сформирован, не сформирован
Параметры раздела Диагностические игры, упражнения, вопросы Критерии
1 1. Наблюдение за ребенком в процессе речевого общения. Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая. ( цель: выявить уровень развития умений употреблять в речи слова, обозначающие действия, качества и свойства, связанные с этикой общения и культурой поведения.
2Диагностическое упражнение «Вежливые слова». Форма проведения : индивидуальная. ( цель: выявить у ребенка уровень развития умения употреблять в речи слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» в соответствующей ситуации общения).
Воспитатель предлагает различные ситуации (не может зашнуровать ботинок, не справляется с сооружением башенки, уходит домой, приходит в детский сад, ребенок проговаривает вежливые слова, которые необходимо сказать в конкретной ситуации.
3. Наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Сформирован – ребенок употребляет в речи слова, обозначающие действия, качества и свойства, связанные с этикой общения и культурой поведения. Употребляет в речи вежливые слова;
Частично сформирован – употребляет лишь после напоминания педагога
Находится в стадии формирования – не употребляет вежливые слова в своей речи.
2 1. Целенаправленное наблюдение воспитателя за поведением ребенка во время общения со сверстниками в процессе организации сюжетно-ролевых игр, игр с правилами.
2. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?». Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку обсудить ряд ситуаций, нарисованных на картинках.
3. Методы : беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок». Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
Имитирует мимику, движения, интонации героев литературных произведений
Диагностические задания.
1. Игровые действия по сюжету небольшого поэтического произведения. Форма проведения : индивидуальная
2. Чтение стихотворного текста (при педагогической поддержке).Форма проведения : индивидуальная
3. Инсценирование хорошо знакомой сказки (русской народной сказки «Теремок») Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован – ребенок легко и непринужденно общается со сверстниками и со взрослыми. Не вступает в конфликты, владеет ситуацией.
Частично сформирован - ребенок легко и непринужденно общается со сверстниками и со взрослыми, но вступает в конфликты, не может найти выход из конфликтной ситуации
Находится в стадии формирования : часто ссориться, грубит, отнимает игрушки в процессе общения, с детьми здоровается, прощается при напоминании педагога; использует вежливые слова при напоминании взрослого,
3 4 Материал: иллюстрации, изображающие профессии (повар, врач, учитель, пожарный, швея, строитель,парикмахер,продавец, дворник, плотник). Картинки с предметами – помощниками к предлагаемым профессиям и предметов, не относящихся к данным профессиям.
Инструкция: Перед ребенком кладут иллюстрации с изображением представителей профессий и картинки с различными предметами. Ребенку предлагается следующая ситуация: «Выбери, в кого бы ты хотел поиграть. Отбери картинки с изображением того, что тебе потребуется для этой игры, и объясни, для чего это нужно»
Упражнение «Отгадай загадку»
Материал: предметные картинки бытовой техники.
Инструкция:
Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает ее и находит соответствующую картинку.
Упражнение «Правила принцессы Гигиены»
Материал: иллюстрация.
Инструкция: рассмотри картинку и назови правила гигиены.
Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда.
- наблюдение за ребенком принимает активное участие в дежурствах, оказывает хоз. помощь родителям и воспитателям
Сформирован - ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения, ребенок самостоятельно, без помощи отгадал загадку и выбрал картинку. ребенок активно участвует в дежурствах без педагогической поддержки и оказывает хоз. помощь взрослым.
Не сформировано - ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком, ребенок даже при помощи педагогической поддержки затрудняется в отгадывании загадок и выборе картинок. не принимает участие в дежурствах и не оказывает помощь взрослым
5 1. Упражнение «Моя безопасность»
Материал: иллюстрации, маркер,
Инструкция: рассмотри рисунок – расскажи об опасности, соедини маркером – опасную ситуацию, к кому надо обратится за помощью, номер службы и транспорт.
2. Упражнение «Природа и безопасность»
Материал: иллюстрации, маркер зеленый и красный,
Инструкция:
Обведи зеленым объекты под которыми, можно укрыться во время грозы, а красным – под которыми нельзя укрыться.
Обведи зеленым лекарственные растения, а красным ядовитые.
Материал: иллюстрации, маркер
.
Инструкция:
Рассмотри картинку – дорисуй «зебру». нужный сигнал светофора, обведи знак пешеходного перехода.
Сформирован- ребенок с интересом познает правила безопасного поведения на улице, в транспорте, правила дорожного движения, старается узнать как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения; умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого. ребенок с интересом познает правила безопасного поведения на улице, в транспорте, правила дорожного движения, старается узнать как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения; умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Находится в стадии формирования : у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения; ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций; несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами; у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения; ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций; несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами;
6 Знает свое имя и фамилию, имена родителей
1. Методы : беседа. Форма проведения : индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
2. Выполнение индивидуальных заданий:
Показать и назвать на фотографии членов семьи. Показать и назвать по картинке основные части тела, лица человека. Выбрать картинки с изображением мальчиков (девочек). Показать ту сюжетную (ые) картинку (и, где мальчик (девочка) поступил (а) хорошо (плохо).
Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой родной город
1. Проблемная ситуация «Проводи куклу Катю». Форма проведения : индивидуальная.
Задание – проводить куклу в раздевальную комнату, спальню и т. д.
2. Индивидуальное задание «Назови город, в котором ты живешь»
Сформирован – ребенок знает и называет имена отчества и фамилию своих родителей, легко ориентируется в помещениях детского сада, знает город в котором живет.
Частично сформирован – выполняет упражнения и задания с помощью педагога
Находится в стадии формирования - ребенок не знает и не называет имена отчества и фамилию своих родителей, не ориентируется в помещениях детского сада, не знает город в котором живет.
7 Наблюдение за участием ребенка в дидактических играх. Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать умение ребенка придерживаться правил в дидактических играх, например, «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Теплый - холодный».
1. Показ сценок с использованием способов передвижения игрушки по игровому пространству, озвучивание, ответы на вопросы о происходящем в игре из знакомых сказок (при педагогической поддержке).
2. Методы : проблемная ситуация. Материал: игрушки — герои сказок по количеству детей.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте расскажем сказку,Колобок“».
1. Целенаправленное наблюдение воспитателя за поведением ребенка во время общения со сверстниками в процессе организации сюжетно-ролевых игр, игр с правилами.
2. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?». Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку обсудить ряд ситуаций, нарисованных на картинках.
3. Методы : беседа, проблемная ситуация.
В стадии формирования - Ребенок испытывает трудности в организации игры. Не участвует в распределение ролей. Исполняет второстепенные роли. Ребенок затрудняется завершить игру.
Частично сформирован - Ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределение ролей Ребенок воспроизводит разные сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Умеет завершить игру.
Сформирован - Ребенок хорошо умеет организовывать игру. Активно участвует в распределение ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей. Исполняет главные и второстепенные роли, может придумать свой сюжет. Передает характерные особенности персонажа игры. Умеет завершить игру.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Параметры раздела:
1. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, звезда, крест.
2. Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 5
3. Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте, проверяет приложением и наложением.
4. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст, имена, фамилии своих родителей, их профессии.
5. Знает название своего детского сада, группы, своего города.
6. Называет яркие сезонные изменения в природе
7. Имеет представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д., о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни.
Критерии: сформирован, частично сформирован, не сформирован
Параметры раздела Диагностические упражнения, игры Критерии
1 Методы : проблемная ситуация. Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Задание: «Какой это формы?», «Найди предметы круглой, квадратной, треугольной формы» Находится в стадии формирования - ребенок не справляется с заданием
Частично сформирован –
ребенок допустил одну ошибку.
Сформирован - ребенок различает круг, квадрат, треугольник….
2 Дидактическое упражнение «Мишка в гости к нам пришел» Форма проведения : подгрупповая. ( цель: выявить уровень развития умения ребенка создавать и изменять группы предметов путем увеличения (уменьшения) их количества, сопровождая действия словами много и один).
Дидактическое упражнение «Катя угощает гостей». Форма проведения : индивидуальная.
( цель: выявить уровень развития умений устанавливать соответствия между количеством гостей и угощения, определять и называть каких предметов «больше», «меньше», «столько же»).
Находится в стадии формирования -
ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован – частично справляется с заданием, при огромной помощи воспитателя.
Сформирован -
3 Дидактическое упражнение «Прокати куклу на машине по разным дорогам"
Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длинны
«шарфики».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть полоски.
Инструкция.
Определи длину полоски способом наложения.
Какая длиннее (короче?
Назови цвет полосок
(шарфиков).
Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».
Материал:
елочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти
самую высокую (низкую) елочку,
применив способ наложения.
Находится в стадии формирования -
ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет
понятиями «ниже» «выше», «длиннее», «короче».
Частично сформирован
ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции,
допускает одну ошибку.
Сформирован ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте, показывает (называет,
какой из двух предметов длинный короткий, высокий-низкий
4 См в разделе «социально – коммуникативное развитие»
(параметр 6)
5 См в разделе «социально – коммуникативное развитие»
(параметр 6)
6 «Подари кукле осенний наряд» (зимний, весенний, летний). Обоснование выбора Находится в стадии формирования – ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован – ребенок называет все изменения, происходящие в природе, называет все времена года с помощью воспитателя
Сформирован –
7 Проблемная ситуация «Помоги животным найти свой дом». Форма проведения : индивидуальная.
Материал: большие картинки с изображением леса и домика, набор маленьких картинок с изображением диких и домашних животных. Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением леса и домика и разных животных, они потерялись. Помоги животным найти свой дом
2. Проблемная ситуация «Малыши потерялись». Форма проведения : индивидуальная.
Материал: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.
Инструкция. Воспитатель. Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей. Воспитатель. Посмотри, все ли родители нашли своих детей? Ребенок должен правильно подобрать пару картинок.
3. Рассматривание книг с картинками о растениях, узнавание и называние растения.
Находится в стадии формирования –
ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован –
ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с
детенышем, н
о называет не всех.
Сформирован -
ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат,
самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.
Образовательная область «Речевое развитие»
Параметры раздела:
1. С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
2. по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;
3. совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
4. узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;
Параметры раздела Методика, формы Критерии
1 Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками в игровой, самостоятельной, творческой деятельности ( цель: выявить уровень развития умения использовать в речевой практике слова, обозначающие части тела человека, части лица, цвета предметов, контрастные размеры, формы, состояние, местонахождение предмета, временные и количественные отношения, способы передвижения животных, способы питания, голосовые реакции, способы передвижения человека).Форма проведения : индивидуальная. Сформирован Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами
Частично сформирован – выполняет упражнения с помощью воспитателя
Находится в стадии формирования – не вступает в речевое общение с окружающими людьми
2 1. Работа с картинкой «Кошка с котятами» Форма проведения : подгрупповая.
- выявить уровень развития умений употреблять единственное число имени существительного, обозначающего детеныша животного, множественное число имени существительного, обозначающего детенышей животного, противоположных по смыслу слов, составлять совместный рассказ по картинке «Кошка с котятами»). Педагог демонстрирует картинку, спрашивает: «Кто это? Какая она?». Как назвать детеныша кошки? Когда много детенышей, как сказать? Сравни кошку и котят. Кошка большая, а котята. (маленькие). У кошки хвост длинный, а у котят. (короткий). Кошка бегает быстро, а котята. (медленно). Кошка-мама мяукает громко, а котята. (тихо).Составление совместного рассказа по схеме.
Это. (кошка). Она. (большая). У кошки есть. (котята). Кошка любит. (своих котят; играть; лакать молоко)
Сформирован - Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном.
Частично сформирован -
3 Игровая ситуация «Расскажи мне сказку», настольный театр, пальчиковый театр
Образовательная область «Физическое развитие»
Параметры раздела:
8. Проявляет элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др. ,
9. Умеет прыгать в длину с места, в глубину (спрыгивание, одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.
10. Владеет различными способами ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями)
11. Умеет прокатывать мяч, отбивать и ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; бросать предметы одной и двумя руками в даль, в горизонтальную и вертикальную цели.
12. Умеет лазать по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезать и пролезать через и под предметами, не касаясь руками пола
13. С удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре
Параметры раздела Методика, формы Критерии
1 1. Наблюдение за деятельностью ребенка во время приема пищи.
2. Дидактическое упражнение «Помоги кукле Тане аккуратно съесть кашу» (- в процессе наблюдения за игровой деятельностью выявить уровень развития культурно -гигиенических навыков (перед едой и по мере загрязнения мыть руки, пользуясь при этом личным полотенцем, правильно вести себя за столом, при употреблении густой пищи и супа пользоваться ложкой, в процессе приема пищи пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул).
3. Дидактическая ситуация «Одень куклу Дашу правильно» ( цель: выявить уровень развития культурно-гигиенических навыков (аккуратно и в определенной последовательности одевать, обувать, причесывать куклу в соответствии с погодой и ситуацией) в процессе наблюдения за игровой деятельностью).
Описание: дети разбиваются по группам (по 2-3 человека). Каждой группе дается задание : 1-я группа - одеть куклу на прогулку; 2-я группа - одеть куклу в гости; 3-я группа - одеть куклу на зарядку. Воспитатель наблюдает за действиями каждого ребенка в группе и фиксирует свои наблюдения в диагностической карте.
Сформирован - с удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату
Частично сформирован – применяет, знает как нужно правильно, но не всегда этому придерживается.
Находится в стадии формирования - испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.
2 1. Наблюдение во время организованной и самостоятельной деятельности.
2. П/и «Лиса и зайцы» прыжки на двух ногах, с продвижением вперед.
3. Диагностические упражнения: «Подпрыгни до ладошки», «Воздушные шарики». Форма проведения : подгрупповая.
4. Диагностическое упражнение «Перепрыгни» (прыжки через две линии) Форма проведения : подгрупповая.
5. Диагностическое упражнение. Выполнение прыжков в длину с места. Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован – Упражнения выполняет самостоятельно, уверенно, как в самостоятельной, так и в организованной деятельности
Частично сформирован – Основные упражнения выполняет, но нуждается в руководстве взрослого.
Находится в стадии формирования – упражнения выполняет неуверенно, при помощи взрослого упражнения выполняются более качественно.
3 .Ходьба по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег, с изменением направления, врассыпную, обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны. Выполнение различных видов ходьбы с упражнениями на удержание равновесия.
2. Бег в прямом направлении, друг за другом, с изменением темпа, между двумя шнурами (линиями).
3. Методы : проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик. Форма проведения : подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу «солнышко», дети бегают. Когда скажу «дождик», дети бегут под зонтик».
Сформирован – наблюдается согласованность в движениях рук и ног; ребенок хорошо реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; выдерживает заданный темп
Частично сформирован : движения ребенка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и напряжены, наблюдается перекрестная координация в движениях рук и ног, которая проявляется эпизодически.
Находится в стадии формирования - Движения ребенка – импульсивные, напряженные, скованные, плохо скоординированные; реакция на сигнал замедленная, темп упражнений медленный.
4 1. Катание мяча педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя; бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча (мешочка, шишек) на дальность; ловля мяча.
Форма проведения : подгрупповая.
2. Подвижная игра «Лови мяч» ( цель: выявить уровень развития умения ловить мяч).
Форма проведения : подгрупповая.
3. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч» ( цель: выявить уровень развития умения выполнять прыжки на двух ногах). Форма проведения : подгрупповая.
4. Диагностическое упражнение. Выполнение метания предмета правой и левой руками. Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован – упражнения выполняет самостоятельно, ловит, катает, мяч
Частично сформирован – упражнения выполняет с помощью взрослого
Находится в стадии формирования – не может выполнить упражнение без помощи воспитателя
5 1. Ползание на четвереньках по прямой, по наклонной доске, приподнятой одним концом; подлезание под воротца, перелезание через бревно; лазанье по лесенке-стремянке.
Форма проведения : подгрупповая.
2. Подвижная игра «Проползи в воротца»( цель: выявить уровень развития умения ползать на четвереньках в определенном направлении).
Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован –уверенно выполняет задание
Частично сформирован – выполняет с помощью взрослого
Находится в стадии формирования – не может выполнить упражнение
6 п/и разного характера Сформирован - проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре
Не сформирован - не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями