Ушакова Анна Сергеевна
Методы формирования сенсомоторного развития и мышления у дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В целях формирования сенсомоторного развития и мышления детей 5-6 лет предлагается следующее:
1. Комплекс подвижных игр на сенсомоторное развитие с мячом [1].
Публикация «Методы формирования сенсомоторного развития и мышления у дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
2. Игра «Магазин» с комплексными заданиями, в которых требуется ориентировка одновременно на несколько признаков: сенсомоторное движение во взаимосвязи с вниманием и наблюдательностью, сравнением предметов, классификацией предметов.
Наибольшую активность проявляли те дети, у которых в начале сентября был недостаточный уровень мышления.
3. Игры «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» на составление фигур-силуэтов.
4. Дидактическая игра «Сложи квадрат» (по методике Б. П. Никитина).
5. Дидактические игры математического характера ( по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.) :
– набор вкладышей по принципу матрешки;
– мозаика;
– объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;
– рамки и вкладыши;
– тематические домино с цветными и теневыми изображениями;
– конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;
– настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);
– игры с цифрами, монетами;
– календарь, модель календаря;
– шашки, шахматы.
5. Интеллектуальные, логико-математические игры:
– кубики Никитина [3];
– рамки – вкладыши Монтессори [4];
– математический планшет;
– блоки Дьенеша;
– палочки Кюизенера;
– игры Воскобовича [2].
Особое внимание следует уделить оснащению центра занимательной математики – уголка, тематически оснащенного играми, пособиями и материалами.
Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально, с другими детьми, небольшой подгруппой, с воспитателем. Игры, возникшие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к игре, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для развития логических структур мышления. У детей воспитывается потребность занимать свое свободное время математическими играми, требующими как движения пальцев, рук, так и интеллектуального усилия.
Рациональное время использования методических приемов формирования сенсомоторного развития и мышления у дошкольников 5-6 лет составляет по 30 минут в день.
Список литературы
1. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста : задачи и упражнения / И. Е. Валитова. – Минск: Университет, 2017. – 189 с.
2. Воскобович, В. В. Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет / В. В. Воскобович. – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
3. Никитин, Б. П. Сборник развивающихся игр / Б. П. Никитин. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
4. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры / Г. П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. – М. : Знание, 2013. – С. 13-16.