Папки-передвижки

Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях

Елена Касаткина
Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы

Заучивание стихотворений в логопедических группах дается как с целью выполнения общедидактических задач по этому виду работы детей над развитием речи, (обогащение речи, укрепление памяти, развитие эстетических чувств, так и с целью решения наших коррекционных задач; устранение нарушения дыхания и голоса, темпа и ритма речи, формирование интонационной выразительности. Дети подводятся к пониманию рифмующихся слов, нахождению их в стихотворении и в отдельных случаях и к самостоятельному составлению рифмующихся строк.

Публикация «Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях» размещена в разделах

При выборе стихотворения воспитатель должен учитывать с одной стороны возраст детей, их интеллектуальные и речевые возможности, а с другой должен учитывать определенные требования к самому художественному материалу. Чем ниже уровень речевого развития детей, тем проще и определеннее должен быть ритм стихотворения, проще и доступнее художественные образы.

При заучивании стихотворных текстов, можно пользоваться общими методическими установками, рекомендованными в дошкольных учреждениях, но вносить определенные поправки, с учетом речевых возможностей детей данной категории.

1. Каждое новое стихотворение должно быть прочитано воспитателем выразительно наизусть.

2. Далее воспитатель выясняет, какие слова детям непонятные и в доступной форме объясняет их значение.

3. После словарной работы воспитатель говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть и читает еще раз с установкой на запоминание.

4. Затем прочитывается каждая строчка отдельно. Дети проговаривают ее хором, а затем индивидуально.

5. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.

6. Воспитатель учитывает обязательно индивидуальные способности и возможности детей, поэтому в числе первых рассказывают те дети, которые быстрее других запомнят его. Выученные на занятиях стихи записываются в индивидуальные тетради и повторяются дома с родителями.

7. Часто стихи используются для закрепления каких-то определенных звуков. Поэтому после проведения вышеописанной работы можно предложить детям и ряд специальных упражнений по тексту:

а) Выбрать слова на определенный звук, например: слова, где есть звук (Р).

б) Угадать, с каким звуком много слов в данном стихотворении.

в) Заканчивать строку с определенным звуком.

8. При заучивании стихотворений включается работа по развитию просодики голоса: т. е. силы, темпа, ритма, интонационной выразительности, а также ознакомление с рифмующимися словами.

Рассмотрим каждый из этих видов работы:

I. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство ритма. Нормальный ритм, является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга - возбуждения и торможения. В речи он выражается относительным сохранением единства и соблюдения правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь.

У дошкольников наблюдается несовершенство ритма и речи, как результат недостаточного развития ЦНС. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, и даже одного слова, пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения.

На исправление ритма речи ребенка влияет хорошая речь окружающих, специальные игры и упражнения. Так в ходе заучивания стихотворения предложить отхлопать или отстучать его ритм. Но при этом надо следить, чтобы сохранилась выразительность чтения.

Можно предложить детям такой вид работы: выучить стихотворение,

но вместо слов, произносить слоги с поставленными звуками (закрепление

звуков). Например:

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу.

рарарара pa pa pa ра

ра ра ра ра рарара

или ля ля ля ля ля ля ля ля

Такое проговаривание можно сопровождать ритмическими похлопываниями. Когда дети научатся отстукивать ритм стихотворения, полезно предложить такой вид работы: вспомнить два знакомых простых стиха (или две строчки из стихотворения, отстучать ритмический рисунок одного из них. Дети должны отгадать и прочесть данный стишок.

В лесу темно, Все спят давно.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

Работа над ритмическим рисунком стихов хорошо помогает корректировать ускоренную или замедленную речь детей. Этот вид деятельности, т. е. работа над ритмическим рисунком стихотворения, широко используется также для формирования фонематического слуха, в частности для преодоления нарушения слоговой структуры слов (Дядя Степа-милиционер).

II. Развитие силы голоса.

Крикливый голос устраняется разъяснением ребенку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используются разные игры в тихую или шепотную речь.

I. «Телефон». Кто исказил слово, тот произносит заданный стишок.

2. «Кто лучше слышит». Находясь в кругу детей, один из них произносит имена детей, строку из стиха тихим голосом. Кто узнал стихотворение - отходит направо, остальные налево.

3. «Эxo». Одна часть детей - участники сбора грибов, вторая - Эхо.

I - «Пойдем» 2-тихо «пойдем»

мы в лес …

в тенистый.

зеленый …

тра-ля-ля, тра-ля-ля

4. «Усатый кот». Кто-либо из детей «кот», притаившись, подползая произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход». Остальные дети - «мыши», тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише, мыши, кот все ближе».

Кто скажет громко, того кот хватает.

5. Произнесение стишков с изменением силы голоса: в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен (громко)

Я горжусь (еще громче)

Нет ни горя, ни заботы (умеренно)

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче).

Если у ребенка тихий голос, его следует заставлять петь, произносить перед группой стихи, играть («эхо», «ауканье»). При декламации ребенка следует ставить подальше от слушателей. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса; чем больше расстояние, тем незаметно для себя ребенок говорит громче. Тихим голосом говорят дети физически ослабленные, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко, они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в «молчунов». Одобрение, ласка, включение ребенка в благоприятные условия речи, вот что сделает его более уверенным в своих силах, и тем самым усилит голос.

Монотонность речи преодолевается обогащением интонации, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод - выразительное произношение воспитателем и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Важно предварительно объяснить, в каких словах, фразах, какие чувства выражаются, а затем заразить детей ими и предложить им произносить этот текст. Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнка. Повышение и понижение тона и богатства модуляции (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигается подражанием воспитателю или декламации под музыку.

В единичных случаях недостатки голоса несут патологический характер.

III. Работа над интонацией.

На занятиях по разучиванию стихов имеются неограниченные возможности для развития интонационной выразительности речи.

Следует показать, как меняется голос при чтении стихов. Голосом можно передать вопрос, радостно или спокойно рассказать о чем-то. Например, детям даётся задание: хлопните в ладоши, если прочитала о чём- то радостном. Хлопните по столу, если о чем-то спрашивается, поднимите руку, если в стихотворении о чем-то спокойно сообщается. Произносится одна и та же фраза то с вопросительной, то с повествовательной интонацией.

-Дождь идет? Дождь идет.

Хорошо использовать разные, насыщенные интонациями стихи. Послушать «Ты куда?», ответить на вопрос: Кто спрашивал? Кто отвечал?

Воспитатель, Дети.

-Гусь-гусек, куда пошел ты? -Спрашивали вы.

-На речной песочек желтый. -Отвечал гусь.

Воспитатель распределяет роли (роль ведущего остается за воспитателем, а в дальнейшем передается детям). Во время исполнения воспитатель обращает внимание на вопросительную или повествовательную интонацию.

Ваша фантазия подскажет вам разные приемы и методы в этой работе.

Работа над интонационной выразительностью речи включает в себя и упражнения по обучению детей логическим ударениям. Детям следует объяснить, что, чтобы понятно было о чем мы хотим сказать или спросить в предложении, мы это слово выделяем голосом, произносим его громче. Например: Предложение «Купались долго мы в реке». Нужно произносить это предложение так, чтобы нам всем было понятно, что мы купались долго в реке. Купались долго мы в реке. (Да купались, а не рыбу ловили). Теперь это предложение надо сказать так, чтоб понятно стало, сколько мы купались.

Купались долго мы в реке. (Да, долго, а не мало) и т. д.

IV. Работа над рифмой.

Работа над рифмующимися словами и ударными слогами приучает детей внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, находить их и даже самим пытаться составить рифму. Детям следует объяснить, что рифма это созвучие окончания стихотворных строк (детям сказать: найдите слова, которые похоже звучат. В конце этих слов - одинаковые звуки, это слова - друзья).

Например: Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок.

В этих строчках звучат слова пенек-пирожок,

А вот другие рифмующиеся слова: Маша-каша, ложка-кошка, пушок-пирожок.

Предложить детям найти рифмующиеся слова в стихотворении:

Брал в столовой дядя Степа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Степа,

Ноги клал на табурет.

Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Можно и самим подобрать рифму к некоторым словам: топор-забор, соседка-беседка, отметка-конфетка, а затем и самим составить стихотворные строчки к данной паре слов: Саша-каша: Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша.

Молодчина - научила: Наша Маша молодчина

Брата плавать научила.

Корзинка-мандаринка: У Маши в корзинке три мандаринки.

Мальчик-пальчик: У забора плачет мальчик,

Он порезал себе пальчик.

На занятиях по заучиванию стихотворений хорошо использовать некоторые игровые приемы: а) чтение по ролям (в лицах). Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом («Телефон»).

У меня зазвонил телефон:

-Кто говорит?

-Слон.

-Чтовам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

Чтение в лицах повторить несколько раз, чтобы дать возможность участвовать всем детям.

Чтение стихотворений может сопровождаться игрой. Один ребенок рассказывает выразительно стихотворение, другой в это время сопровождает дикломацию соответствующими жестами и движениями:

Я взяла под мышку

Плющевого мишку,

В ванну посадила,

И пошла за мылом,

Оглянулась: ои-ои-ой,

Расшалился мишка МОЙ.

ДЛЯ ЭТОЙ цели можно использовать и потешку «Ой, ребята, та-ра-ра». Рекомендуется к знакомым детям стихам подбирать соответствующие картинки. Картинки выставляются на доске или полотне, прочитывается одно из знакомых стихотворений, а дети должны отобрать соответствующую картинку и прочитать стихотворение еще раз.

Например: выставляются разные картинки, среди которых петух.

МОЙ будильник поутру В детский сад идти пора,

Сам шагает по двору, МОЙ будильник непослушный,

А когда вставать мне нужно Удирает со двора.

В целях повторения и лучшего закрепления выученных стихов можно предложить такой прием работы: На наборном полотне выставлены несколько картинок или игрушек, дети должны вспомнить, про какую игрушку они знают стихотворение, (самолет, лошадка, петушок)

На определенном этапе речевого развития детям можно предложить для проговаривания скороговорки, чтобы закрепить правильное произношение наиболее трудных слов. Сначала предлагаются скороговорки простые, короткие, несложные в произношении (Коси коса, пока роса»). В дальнейшем скороговорки подбираются в порядке возрастающей трудности («На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Жукова Н. С, Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников».

2. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников».

3. ХватцевМ. Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста».

4. Иваненко О. В. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелым нарушением произношения".

5. Федоренко С. Д., Фомичева М. Ф. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях Крестьянникова Г. И. педагог-психолог МАДОУ «Бершетский детский сад «Умка» [b]Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях[/b].

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето»Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето» Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4-5 лет на тему "Лето" Вот и наступило долгожданное лето! А это значит, что пора менять.

Консультация для родителей «Методика заучивания стихотворений» Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания,.

Мастер–класс для родителей «Мнемотехника как способ быстрого и увлекательного при заучивания стихотворений с детьми» «Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мини-доклад «Методы воспитания развития речи в дошкольных учреждениях» Мини-доклад на тему: Методы воспитания развития речи в дошкольных учреждениях Выполнила: Воспитатель средней группы «Колобок» Терехова.

Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях «Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка.

Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учреждениях Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учрежденияхСотрудничество ДОУ и Семьи – залог.

Организация мини-музеев в дошкольных учреждениях И. А. Серышева Е. А. Гущина МБДОУ «ДСОВ» №106 г. Братск Организация мини – музеев в дошкольных учреждениях. Важное значение для формирования.

Основные правила для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками. 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 15:39
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика заучивания стихотворений в логопедических группах в дошкольных учреждениях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Касаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД