Федосова Елена
Методика экологического образования детей младшего возраста с использованием народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Исследую методику экологического образования, мы выделили следующие педагогические условия.
1. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание, очень важно учитывать возрастные особенности детей, что можно требовать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.
Публикация «Методика экологического образования детей младшего возраста с использованием народных традиций» размещена в разделах
2. Рекомендуется проводить работу по ознакомлению детей с природой, учитывая сезонность. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года». Красота и многообразие природы во всякие времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за ярким, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить. Почему осенью птицы улетают, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За это время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей : постепенно расширяются и усложняются. И в связи с этим у детей постепенно развивает речь, обогащается словарь, ребенок практически овладевает навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной речи и фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
3. Какие же виды занятий решают проблемы экологического и речевого развития ребенка?
Комбинированные виды - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексные виды - реализация зада средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем рисовать осень, дети сочиняют рассказ об осени читают стихи поют песни. При этом один вид доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой.
Интегрированные виды - соединяют знания из различных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (например, такое понятие как "настроение"рассматривается средствами музыки, живописи, экологии).
Цель интегрированных занятий: систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты, создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях.
Преимущество именно таких занятий заключается в том, что:
- количество и продолжительность строго не регламентируются;
-педагог сам определяет содержание, руководствуясь в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста;
-связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы :
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
-проблемные вопросы;
- разнообразные речевые дидактические игры, активизация словаря.
Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движения, игра, сюжет и музыка.
Игра- основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события. А главной составляющей совместной деятельности является "взаимодействие", "сотрудничество детей и воспитателя".
Список литературы:
1. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138с.
2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -2005.-№8.-С. 26-31.
3. .Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград. 2007
4. Павленко И. Н. Радюшина П. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия. / Под редакцией К. Ю. Белой. М., 2005
5. Поддъяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста. //Д/В №-1 2000
6. Соколова О. А. Интеграция экологического образования в образовательную область. Технология: Екатеринбург. 2002
7. Сомкова О. Н. Развиваем речь детей. //Д/В № -1 2006