Наталья Колесникова
Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников
Какими же мужчинами и женщинами вырастут наши дети?
Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве.
Цель в настоящее время для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку на старте образовательной жизни сформировать осмысленное отношение к своей социальной роли, развить инициативность, способы успешного полоролевого поведения, максимально реализовать себя.
Публикация «Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников,» размещена в разделах
В ходе фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, техника преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги.
Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев.
Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
В сказках «Иван–царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие.
Основная идея былин героического цикла – защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине.
Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах.
Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации :
терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;
силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;
любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;
Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами, так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.
С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости
Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как:
красивая (красная);
приветливая (приветная);
разумная.
Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.
Мальчик определяется как:
сильный;
смелый;
разумный;
защитник (или завоеватель).
Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.
Особое место в полоролевом воспитании занимают пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек.
Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром. Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного.
Колыбельные – это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А. М. Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Посиделки – это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев.
Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли.
Пословицы и поговорки отражают народное воззрения на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.
«Семья вместе - душа на месте»
«Где любовь да совет, там горя нет»
«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»
«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»
«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою»
«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»
Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем.
Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.