Получи документы

Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников.

Наталья Колесникова
Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников

Какими же мужчинами и женщинами вырастут наши дети?

Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что пронесут они через всю жизнь, закладывается уже в детстве.

Цель в настоящее время для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку на старте образовательной жизни сформировать осмысленное отношение к своей социальной роли, развить инициативность, способы успешного полоролевого поведения, максимально реализовать себя.

Публикация «Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников,» размещена в разделах

В ходе фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах межполового общения, о способах невербального общения, техника преодоления страха, способах освобождения от давящего чувства вины, тревоги.

Сказки и былины играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевых стереотипах. Благодаря механизму идентификации со сказочными персонажами ребенок-дошкольник усваивает идеальный тип отношений, представленный в описании жизни сказочных героев.

Например: такие русские народные сказки, как «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

В сказках «Иван–царевич», «Жихарка», героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь и бескорыстие.

Основная идея былин героического цикла – защита родной земли создает почву для воспитания у мальчиков мужественности, отваги, патриотизма, чувства любви к Родине.

Для мальчиков и девочек оказываются достаточно притягательными моральные эталоны мужественности и женственности, зафиксированные в сказочных и былинных персонажах.

Сказки и былины представляют детям следующие жизненные полоролевые ситуации :

терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;

силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;

любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;

Проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами, так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

С помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости

Так, анализ текстовых фольклорных игр показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как:

красивая (красная);

приветливая (приветная);

разумная.

Называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

Мальчик определяется как:

сильный;

смелый;

разумный;

защитник (или завоеватель).

Называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.

Особое место в полоролевом воспитании занимают пестушки, потешки и колыбельные песни, которые являются средством формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек.

Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, в народе ими дорожили. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно качать, баюкать, усыплять. Этот урок не простая забава матери с ребенком, он не пропадет даром. Мать своим врожденным чутьем понимала, что для дитя нужны именно песни: умиротворяющие, светлые и монотонные. В них отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного.

Колыбельные – это русло начального воспитания мальчика и девочки. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в игровой деятельности, несомненно, способствует воспитанию у детей специфических черт характера. Ведь, как точно об этом подметил А. М. Горький «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Посиделки – это явление, представляющее собой совместное проведение досугового времени, в течение которого присутствующие общаются друг с другом, в том числе посредством игр, пения и танцев.

Они помогают детям воспроизвести и закрепить нормы поведения, взаимодействие между полами. Дети практически примеряют на себя различные роли.

Пословицы и поговорки отражают народное воззрения на воспитание. Короткие, но глубокие по своему содержанию, они оказывают непосредственное влияние на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Семья вместе - душа на месте»

«Где любовь да совет, там горя нет»

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»

«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»

«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою»

«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»

Таким образом, использование фольклора в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем.

Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества и формируют полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование проектного метода в экономическом воспитании старших дошкольников Актуальна ли тема: «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста»? Да, эта тема актуальна на современном этапе.

Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП В. Н. Здорнова учитель- дефектолог, Н. В. Иванова воспитатель, БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ.

Картотека народных обрядов и традиций Картотека народных обрядов и традиций. Цель: • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами.

Консультация для родителей «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста» Работа с родителями. Тема: «Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста». У двухлетнего ребенка, поступающего.

Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций»Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций» Дорогие коллеги, в своей презентации я предлагаю использовать развивающие игры по народно- прикладному искусству. Без памяти - нет традиций,.

Презентация «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций» Добрый вечер! Вашему вниманию я представляю презинтацию на тему "Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций".Только.

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.

Самообразование «Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это.

Роль народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Еще более сложная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников.
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 19:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных традиций в полоролевом воспитании детей старших дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД