Света Бондарева
Методика работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы.
Cенсорному развитию в учреждениях дошкольного образования уделяется особая роль.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Публикация «Методика работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Для развития сенсорных способностей необходимо создать развивающую среду. Однако как бы разнообразны не были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным.
Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает:
1. Формирование у детей систем обследовательских перцептивных действий.
2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - это основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Выделяют правила, общие для многих видов обследования:
1. восприятие целостного облика предмета;
2. мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);
3. пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);
4. вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
5. повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Сенсорное развитие планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Средствами сенсорного развития детей являются : дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность. Ведущая форма обучения - игровая.
При проведении работы по сенсорному развитию детей первой младшей группы следует выполнять основные дидактические принципы.
1. Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности развития детей диктуют необходимость их учета и в процессе обучения малышей. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости, все задания, которые получают дети, должны соответствовать их уровню ближайшего развития, поэтому и степень сложности заданий должна быть различной для каждого ребенка, так как дети могут развиваться по-разному.
2. Принцип системности и последовательности. Новые знания всегда должны опираться на знания имеющиеся у ребенка, быть связанными с ними и способствовать упрочению и уточнению их. На основе последовательного накопления знаний об окружающем мире у детей формируется система знаний, обобщенные понятия. Педагогу при распределении материала необходимо соблюдать этот принцип, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учёта этих признаков и свойств в изобразительной или иной доступной для детей раннего возраста деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом, затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).
3. Принцип доступности требует учета особенностей развития детей, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации работы с ними, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
4. Принцип наглядности. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств ребёнка, т. к. ребёнок этого возраста воспринимает всё яркое и красочное, этот принцип очень важен, идёт накопление знаний ребёнка о предметах и их свойствах, и всё это закрепляется в речи. Когда взрослый называет предмет, его качество или действие с ним, ребёнок получает не только зрительные впечатления, но улавливает на слух его словесное обозначение.
5. Принцип активности детей. Дети должны осваивать окружающие предметы действенным путём - потрогать, погладить, попробовать на вкус. Хорошо известно, что знания, получаемые только словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами выстраивается по трё м этапам:
I этап – ознакомление. Создание игровой ситуации, при помощи которой педагог знакомит детей с каким-либо цветом, формой, размером.
II этап – усвоение. На этом этапе в процессе совместной деятельности идёт работа по усвоению материала. Основным средством является дидактическая игра. Учитывая возрастные особенности детей, предлагаются игры как коллективные, так и индивидуальные.
III – закрепление. Этот этап более длительный и характеризуется тем, что дети сами пытаются отыскать в окружающем пространстве цвет, форму, размер. Идёт многократное повторение не только педагогом, но и малышами.
С группой детей третьего года жизни работа начинается с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия можно начинать с октября.
При проведении каждой образовательной деятельности основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Успешность усвоения сенсорного материала зависит от повторности образовательной деятельности. При повторном проведении она не должна быть полностью идентична первоначальному варианту : это может привести механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей. Учитывая специфику работы с детьми третьего года жизни каждая деятельность проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей.
Продуктивность образовательной деятельности во многом зависит от эмоциональности проведения. Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для занятий должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики, пирамидки.
Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему "Одуванчики и жук на лугу" может проводиться наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему "Огоньки ночью" должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.
Помимо специально организованных игр-занятий, сенсорное развитие детей совершенствуют в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности; при выборе одежды, обуви; при складывании игрушек, при размещении их на полках. При умывании дети узнают температурные свойства воды. Во время прогулки - свойства снега, учитывают тяжесть предметов. Можно взять с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, бросая малышу мяч, спросить его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, нужно помочь ему.
Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние часы, во вторую половину дня. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков ("Чудесный мешочек", "Чем похожи и не похожи" и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами. В играх постоянно происходит ознакомление детей и с качествами предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия "занимательной коробки" и т. д. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Также немаловажным условием, способствующим сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, является совместное воспитательное воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Прочность и глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания.