Татьяна Павловна Белоусова
Методика работы «Модель трех вопросов»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.
Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:
1. Что мы знаем про это?
2. Что хотим узнать?
3. Что надо сделать, чтобы это узнать?
Публикация «Методика работы „Модель трех вопросов“» размещена в разделах
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».
Что мы знаем?
Земля – дом для всех людей.
Земля круглая, как мяч.
На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.
В Земле есть уголь и полезные камни.
На юге жарко, а на севере холодно.
Что мы хотим узнать?
Почему на Земле бывает утро и вечер?
Почему на Севере нет лета?
Как мы держимся на Земле, если она круглая?
Бывает ли у Земли День рождения?
Что надо сделать, чтобы узнать?
Почитать энциклопедию.
Спросить у родителей.
По телевизору посмотреть специальную программу.
Узнать из журналов и газет.
Узнать ответ в интернете.
Посмотреть по карте и глобусу.
Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае- это понедельник.
Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.
Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее).
Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.
• Центр математики
Измерить расстояние между городами
Запомнить название полезных камней, взвесить их.
Найти самый тяжелый камень.
• Центр строительства
Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).
• Центр познания
Рассмотреть глобус.
Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.
Подготовить рассказ - сообщение о Земле.
• Центр игры
Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»
• Центр кулинарии
Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.
• Центр искусства
Слепить из пластилина глобус.
Нарисовать карту нашей страны.
Выполнить аппликацию «Моя планета»
• Центр литературы
Рассмотреть книги о земле с выставки.
Выбрать и прочитать рассказ о Земле.
Сочинить сказку о Земле.
Сделать газету о Земле.
В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.
Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:
• самостоятельно ставить вопросы
• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»
• придерживаться выбранной цели
• доводить начатое дело до конца
• согласовывать свои действия с действиями других детей
• использовать полученные знания в разных видах деятельности
• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами
Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.