Елена Юрьевна Юртаева
Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей
▼ Скачать
I. Актуальность метода моделировании при формирования
представлений о времени у дошкольников.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность.
Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей» размещена в разделах
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2015
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют лучшему осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к условиям жизни.
Вместе с тем, специфические особенности времени как объективной реальности затруднены для восприятия детьми. Время всегда в движении, его нельзя задержать и «показать». Поэтому в педагогической практике встаёт вопрос: «Как показать ребёнку время?»
Время воспринимается ребёнком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления жизни и деятельности, а навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта ребёнка.
Для успешного формирования у детей правильных представлений о времени был использован метод моделирования. Почему был использован именно этот метод? Исследования детских педагогов и психологов, в частности А. М. Вербенца, говорят о том, что ребёнок использует разнообразные средства познания, в том числе и моделирование. Наглядность, образность моделей, возможность практических действий с ними повышают интерес детей к занятиям. Ребёнок при этом легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, успешно развивается как личность.
Возможность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет воспитателю развивать в детях умение творчески осваивать содержание занятий, накапливать опыт познания, повышать интерес к познанию, постепенно усложнять познавательный материал.
Назначение моделей – облегчить ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны. Это один из наиболее перспективных методов умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника имеет предметную образность и наглядную конкретность.
Метод моделирования открывает перед педагогом дополнительные возможности при формировании представления детей о времени.
II. Цели использования метода моделирования для формирования представлений о частях суток:
1) формировать умение использовать модели для обозначения единиц
времени - частей суток;
2) формировать умение соотносить особенности определённых
отрезков времени с их графическим отображением;
3) развивать у детей умение использовать символические средства
для познания окружающего мира;
4) с помощью моделей развивать логическое мышление детей путём
анализа связей между явлениями и их обозначениями.
5) воспитывать у детей интерес к окружающему миру, способность
адаптироваться к нему;
6) воспитывать дисциплинированность, умение действовать в
соответствии с правилами, режимом, расписанием;
7) воспитывать умение действовать в коллективе.
III. Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей
При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.
На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, сон и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.
Используются следующие методы и приёмы:
- рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их
деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени
словом (утро, день, вечер, ночь);
- использование стихов, загадок, рассказов про части суток;
- беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью;
- наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток.
На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток (фото №1, левый столбец). При показе этих картинок часть суток обозначается словом.
Фото №1. Наглядное пособие в учебной зоне для формирования
у детей понятия «Части суток».
Постепенно дети начинают самостоятельно обозначать словом картинку, изображающую деятельность человека в определенное время суток. Эти слова наполняются для детей конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску, они начинают пользоваться ими в своей речи.
При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.
Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 8 карточек-моделей для изучения частей суток. Изготовлены модели 2-х типов по 4 карточки в каждом. Между карточками обоих типов имеется взаимно-однозначное соответствие.
Первый тип карточки-модели называется модель-«окно». Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца.
Второй тип карточки-модели называется модель-«лепесток». Каждой части суток также соответствует своя карточка с изображением полукруглого лепестка определенного цвета.
При знакомстве детей с карточками-моделями первого типа обращается внимание на то, что карточка похожа на окошко, в которое заглядывает солнышко (приём ассоциаций) и из которого видно: светло на улице или темно.
Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д.
На основе этого сенсорного ориентира детям старшего возраста предлагается обозначить часть суток более сокращенной по величине моделью – изображением лепестка определенного цвета. В дальнейшем, познакомившись со всеми частями суток, дети составляют из моделей-«лепестков» цветы, что сообщает обучению игровой момент.
Таким образом, карточки-модели для частей суток имеют следующий вид:
Часть суток Модель-«окно» Модель-«лепесток»
- «УТРО» Розовое солнце изображено Лепесток розового цвета
частично в нижней части
«окна» на розовом фоне
- «ДЕНЬ» Красное солнце изображено Лепесток красного цвета
полностью в верхней части
«окна» на белом фоне
- «ВЕЧЕР» Бордовое солнце изображено Лепесток серого цвета
частично в нижней части
«окна» на сером фоне сумерек
- «НОЧЬ» Звезды изображены на Лепесток черного цвета
черном фоне ночного неба
На фото №1, №2, №3 для каждой части суток представлены картинка с изображением трудовой деятельности человека и соответствующие ей карточки-модели: модель-«окно» и модель-«лепесток».
Фото №2. «Ночь – часть суток от вечера до утра».
Фото №3. Рассказ ребёнка «по картинке» о последовательности
частей суток.
Далее в процессе обучения разъясняется последовательность смены частей суток. К этому времени у детей уже сформированы прочные связи - ассоциации моделей и частей суток, поэтому, раскладывая лепестки-модели в определённом порядке, дети наглядно представляют себе последовательный переход одной части суток в другую.
Для закрепления этих знаний используются следующие изготовленные нами НАСТОЛЬНЫЕ игры:
• Игра «Подбери пару». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к картинке, изображающей деятельность человека в определенное время суток, и пояснить свой выбор.
Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;
- развить речь и логическое мышление.
• Игра «Подбери тройку». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к
картинке и к модели-«лепестку» и объяснить свой выбор (см. фото №4 и фото №4).
Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;
- развить речь и логическое мышление.
Фото №4.
Фото №5.
• Игра «Составь правильно цветок». Составляя «цветок», ребенок должен расположить модели-«лепестки» слева направо (или по часовой стрелке) таким образом, чтобы цвет лепестков правильно отображал смену частей суток в природе (см. изображение «цветка» на коробке 4 фото №6).
Цель: закрепить знания о последовательности смены частей
суток.
Фото №6. Игра составь цветок из модели лепестков: «Части суток».
Кроме того, с детьми можно проводить следующие игры СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:
• Игра «Встаньте парами». По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно». Затем дети встают парами так, чтобы у каждой пары была картинка и соответствующая ей модель- «окно».
Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;
- научить ориентироваться в пространстве;
- научить взаимодействовать с коллективом.
• Игра «Встаньте тройками». По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно», или ОДНУ модель-«лепесток». Затем дети группируются по трое так, чтобы выбранные ими картинки и модели соответствовали друг другу (см Фото № 7 «Утро», Фото № 8 «День», Фото № 9 «Вечер», Фото № 10 «Ночь»)
Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;
- научить ориентироваться в пространстве;
- научить взаимодействовать с коллективом.
Фото № 7
Фото № 8
Фото № 9
Фото № 10
• Игра «Живые части суток». По сигналу воспитателя каждый ребенок
выбирает себе карточку-модель какой-либо части суток. Затем дети
группируются по 4 человека таким образом, чтобы у них в группе были
все карточки-модели для одних суток. Дети встают друг за другом
так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали
смену частей суток
Цель: - закрепить знания о последовательности частей суток;
- научить ориентироваться в пространстве;
- научить взаимодействовать с коллективом.