Ольга Валерьевна Бобрик
Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий
«Ходьба и движение способствуют
игре мозга и работе мысли».
Ж. Ж. Руссо
Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы, является внедрение и использование в процесс инновационных здоровьесберегающих технологий направленных на коррекцию физического развития дошкольников. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос по укреплению здоровья, оздоровления и физического развития детей. ФГОС ДО, определяют одну из важнейших задач, это: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Начальные итоги анкетирования родителей показали, что родители недостаточно осведомлены в вопросах здоровьесбережения детей, мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, и подвижных игр. Вследствие этого, у детей слабое физическое развитие, практически все испытывают дефицит двигательной активности, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, имеют нарушение опорно-двигательного аппарата, избыточный вес. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, но и психомоторного, эмоционального и общего психического развития.
Публикация «Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Цель работы - совершенствования методики физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников, известных физкультурно-оздоровительных методик, адаптированных к возрастным особенностям детей. В нашем ДОУ реализуются парциальные программы Л. И. Пензулаевой по физической культуре, Александровой Е. Ю. «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Буренина А. И., а также современные методики Желбкович Е. Ф. «Физкультурные занятия в детском саду», К. Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду для детей»,, которые направлены на валеологическое воспитание, на развитие у детей двигательных умений и навыков, физических качеств.
Также наряду с этими программами используются современные, здоровьесберегающие технологии: это упражнения на степах, фитболах, игровой стретчинг, дыхательная гимнастика, релаксация, психогимнастика, упражнения на развитие гибкости, правильной осанки, музыкотерапия и др. Задачи:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни; Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется в непосредственно образовательной деятельности: в утренней гимнастике, досугах, физкультурных праздниках.
Данная система, применения инновационных здоровьесберегающих технологий, основана на повышении интереса дошкольников к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы :
Степ-аэробика. Эффективный комплекс оздоровительной гимнастики, простой в исполнении и эффективный. Позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов — повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.
Фитбол-гимнастика.
Для выполнения гимнастических упражнений применяются фитболы. Ручка фитбола, создаёт дополнительную опору и устойчивость, облегчая работу с ним. Фитболы так же эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки». Большие разноцветные мячи оказывают вибрационное воздействие, которое стимулирует работу всех органов и систем ребёнка. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя). Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, способствует формированию правильной осанки, равновесия, укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Игровой стретчинг
Данная технология направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Методика основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих оздоровительное воздействие на весь организм.
В заключительной части занятия для восстановления организма проводится дыхательная гимнастика, цветотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, которые направлены на восстановление организма, релаксацию. Воздействие на ребёнка во время цветотерапии тёплых цветов повышают активность отдела вегетативной нервной системы, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболевании позвоночника. Во время музыкотерапии, используются классическая музыка, шумы природы, голоса птиц, животных, взрослых и др. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Данные технологии позволяют через воображение ребёнка воздействовать на ЦНС успокаивающе, расслабляюще. Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, можно сделать вывод:
• У детей повышается интерес к таким занятиям.
• Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; двигательной активности.
• Развиваются внимание, память, воображение, умственные способности.
• Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
• Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Таким образом, условиями успешной реализации и использования инновационных, современных здоровьесберегающих технологий являются:
• Улучшение физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• Повышение уровня физической подготовленности.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, у детей формируется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие.