Воробьев Степан
Методика обучения захватам в самбо для групп начальной подготовки — основа будущих Побед
▼ Скачать + Заказать документы
Тенденция развития самбо за последние десятилетия происходит с очень большой скоростью. Методик тренировочного процесса существует достаточно много, которые дают положительные результаты в тренировочной и соревновательной деятельности. В нашей стране нет единой системы подготовки самбистов в юношеском возрасте, каждый тренер выполняет свою собственную программу, которая не всегда направлена на полноценное и точное развитие методики. Кроме того многие тренеры находятся в разных условиях и ведомствах, отсюда и соответствующие требованиям. Большинство специалистов самбо предпочитают работать уже с подготовленными спортсменами, так как они показывают результаты. Но все мы знаем, что у «хорошего парня» всегда начинается спад в результативности после того, как он достигает пика своей подготовки и уходит из спорта, даже не успев перейти в юниоры. А мы тренеры говорим: «Жаль, что потерялся Петька, мог бы мастера спорта выполнить», и продолжаем готовить «недозрелых» спортсменов. Отсюда напрашивается, почему так происходит? Конечно, на эту ситуацию влияет много факторов: травмы, родители против тренировок, учёба в школе, «наелся борьбой», юношеская влюблённость, смена тренера и т. п. Давайте отойдём от внешних факторов и рассмотрим подготовку юных начинающих спортсменов, на которую можем повлиять мы.
Публикация «Методика обучения захватам в самбо для групп начальной подготовки — основа будущих побед» размещена в разделах
Обратим внимание на обучение захватам детей в самбо для групп начальной подготовки 10-12 лет. Кроме того, что они уже знают, разбираются, как брать, всё это делается с партнёром, который не сопротивляется. Но ситуация состоит по-другому, когда начинается борьба, ребёнок который физически сильнее доминирует, с лёгкостью выполняет захват. Нам же нужна здоровая конкуренция для качественной работы, в которой можно научить всю группу, а не отдельных самбистов.
Предлагаю методику преподавания захватов в самбо для групп начальной подготовки в игровой форме, так как дети очень легко усваивают и закрепляют знания при таких подходах. Рассмотрим несколько упражнений подробнее.
Задания в парах: 1) – стоя на коленях атакующий забирает захват одной рукой сначала правой и левой за отворот, рукав, на спине сверху и под рукой (на каждый вариант 30-40%, а атакуемый не позволяет взять у него захват; после меняются ролями. 2) – стоя на коленях нужно забрать два захвата : отворот-рукав, два рукава, на спине сверху-рукав, на спине снизу-рукав, при этом один атакует, а второй защищается, после выполнения меняются. 3) – стоя на коленях, обоюдно забирают захваты. Варианты заданий, время выполнения, позиция на одном колене и т. п., можно менять в зависимости от фантазии тренера, а возможно давать выбирать детям из группы или придумывать различные положения и захваты. Например оба находятся друг к другу спиной, по сигналу начинают борьбу за захват на коленях, но за короткое время выполнения (до 20 секунд). По такой же аналогии можно выполнять задания в стойке. При борьбе за свой захват, выделяем победителя, который при захвате партнёра должен выполнить три и более рывков в движении за собой, при условии правильной стойки. Партнёр, допустивший проигрыш захвата и выведение из равновесия наказывается физическими упражнениями на выбор тренера (отжимание, приседание и т. п., что будет являться стимулирующей основой.
Задания в игре: 1) – «догоняшки» на коленях: водящий должен догнать передвигаясь любым способом (бег на коленях, кувырки, самостраховки и т. п.) и коснуться игрока, кого задели, останавливается для борьбы за захват, проигравший голит. 2) – «догоняшки» на ногах: задания и условия такие же, что и на коленях (можно ограничить территорию передвижения).
Задания в группах от трёх человек : 1) - выполняющий перепрыгивает двумя ногами через первого партнёра, делает 5-10 «отжиманий» от пола, и сразу берёт захват на втором развернув его в сторону движения, сделав три и более рывков, с сохранением своей стойки. 2) – кувырок вперёд, пролезть под партнёром, стоящем на четвереньках, перепрыгнуть через второго двумя ногами, отжаться от пола 5-10 раз, и выполнить захват с разворотом третьего партнёра. Данные задания можно видоизменять и усложнять.
При хорошей организации и частом выполнении таких заданий дети легко ориентируются в борьбе за захват, а это влечёт за собой повышение технического уровня спортсменов и стабильные спортивные результаты при переходе из одной возрастной группы в другую, без особых трудностей.