Получи документы

Методика обучения дошкольников строевым упражнениям

Виктория Яромич
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
▼ Скачать + Заказать документы

Строевые упражнения являются средством формирования у детей правильной осанки, согласованности действий, умения ориентироваться в пространстве.

В первой младшей группе даже простейшие построения (друг за другом, в круг и в пары) малодоступны детям. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг.

В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Темочки:

В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.

Все построения проводятся с помощью педагога (воспитателя и руководителя физического воспитания). Он показывает каждому ребенку его место среди других детей, например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место.

Для построения в круг используются следующие приё мы:

1 прием. Дети становятся сначала в шеренгу, берутся за руки. Педагог берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.

2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубики др., которые обозначают центр круга. Педагог предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Руководитель физ. воспитания всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.

Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным педагогам ориентирам (к окну, куклам, скамейке, либо двигаясь за ним самим).

Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Педагог предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению педагога каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.

Во второй младшей группе дети уже более самостоятельны при построениях. По указанию педагога они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом.

Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Чтобы добиться этого, педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.

Детей приучают становиться в шеренгу, т. е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (т. е. колонны). Из этого положения руководитель физического воспитания предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, педагог становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ: дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками.

Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки.

Руководитель физического воспитания показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).

Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.

В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания в вводной части занятия: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т. п.

В колонну и шеренгу воспитанников средней группы приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы дети становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Педагог объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу, надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии.

Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.

Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает звеньевых (т. е. ведущих). По сигналу звеньевые выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу - во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, звеньевые направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к педагогу. Остальные ребята становятся за ними друг за другом в свои звенья. В начале обучения звеньевым можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.

Можно строиться вокруг водящих в несколько кругов. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Педагог приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его.

Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.

Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.

Указания для построения, перестроения и поворотов педагог дает в форме простого распоряжения, а не команды. («Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за звеньевыми и т. п.»).

В старшей группе воспитанников же довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов.

Круг из колонны по два дети образуют следующим образом: стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, направляющий и замыкающий в шеренгах соединяют руки, все отходят назад - образуется круг. Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. В этом случае дети по сигналу педагога поворачиваются не лицом друг к другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, замыкающие в шеренгах соединяют круги. Этим же приемом проводится построение из несколько звеньев в несколько кругов.

При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам.

Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала руководитель физ. воспит. предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько шагов на месте, а в это время педагог называет тех детей, которые будут направляющими в звеньях, первое звено поворачивается и идет по залу, за ним - следующие звенья. Педагог говорит: «Направляющие на месте». По этому сигналу дети продолжают идти на месте до команды «Стой». Размыкание звеньев значительно облегчается, если для каждого звена имеется свой ориентир (кегля, флажок, кубик, к которому должны идти направляющие).

В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению педагога «Змейкой!».

Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, руководитель физического воспитания подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала.

Воспитанники осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по указанию педагога: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» - поднимают руки в стороны и расходятся вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу.

Повороты воспитанники совершают, как и раньше, простым переступанием на месте.

Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.

Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожатого", в которых преподавателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения - равнение в строю, дистанцию.

Старшие дети достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа "Построй, как хочешь". Например: "В колонну стройся. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться : рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну. Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль".

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту - в старших группах или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения : из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или выполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

Обучение строевым упражнениям принято разделять на три этапа, но четкую границу между этапами провести трудно, однако их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения.

Первый этап (ознакомление) направлен на создание предварительного представления о строевом упражнении. При обучении строевым упражнениям применяются словесный метод и метод наглядной демонстрации. На практике чаще всего метод наглядной демонстрации сочетается со словесным методом. При этом используются следующие методические приемы : название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения.

Второй этап (разучивание) сконцентрирован на разучивание строевого упражнения. На данном этапе используется метод упражнения. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения двигательного действия. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений. Этот метод применим, в основном, к обучению строевых приемов.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные строевые упражнения. Они предварительно делятся на самостоятельные составные части и выполняются под счет раздельным способом. Например, при обучении повороту налево подаются следующие предварительные и исполнительные команды: «Поворот налево по разделениям, делай – раз!» показывается поворот на пятке левой ноги и правом носке (дети поворачиваются и выдерживают паузу, по команде «Делай –два!» приставляют правую ногу к левой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра – во!» или «Нале – во!».

Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных частей движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. При этом можно корректировать ошибки детей, а они, в свою очередь, осознают и запоминают правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой.

В практической работе команда «Делай!» часто заменяется конкретными распоряжениями, «подсказом», например: ««Поворот на пятке левой ноги и правом носке – Раз!», выдерживается пауза, «Приставить правую – Два!» - одновременно с исполнительной командой выполняется указанное действие.

Перестроение из двухшереножного строя в одношереножный : «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, делай – раз!», делай – два!», делай – три!», или «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, шаг левой в сторону – раз, шаг правой – два, приставить левую – три!».

Выбор методического приема для обучения строевых упражнений зависит от содержания упражнения и задач, которые ставит преподаватель. Так, для активизации внимания целесообразно использовать объяснение без показа; для повышения двигательной плотности используется показ с объяснением. Следует признать наиболее эффективным при обучении строевым упражнениям метод «По разделениям».

Третий этап (совершенствование техники исполнения) направлен на формирование навыка выполнения строевого упражнения. На данном этапе используются методы стандартного упражнения, игровой, соревновательный. Методический прием – изменение условий обучения, – применяется на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой строевого упражнения.

При выполнении перестроения или размыкания следует соблюдать определенную последовательность в произношении команд:

1) название строя;

2) направление движения (для размыкания - величина интервала);

3) способ исполнения;

4) исполнительная команда.

Например: 1) при перестроении поворотом в движении подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. п.) налево - МАРШ!»;

2) при выполнении размыкания приставными шагами подается команда «Вправо (или влево, или от середины) на два шага приставными шагами разом - КНИСЬ!».

Если при подаче команды для размыкания не указывается необходимое количество шагов, то занимающиеся выполняют размыкание на один шаг («Вправо (или влево, или от середины) приставными шагами разом - КНИСЬ!»).

При терминологической записи строевых упражнений также соблюдается определенная последовательность:

1) название строя;

2) название передвижения (в обход, противоходом);

3) направление движения (направо, налево);

4) способ выполнения (шагом, бегом);

5) исполнительная команда («МАРШ!»).

Например, «В колонну по четыре налево - МАРШ!».

В соответствии с одним из основных дидактических принципов «от простого к сложному» изучение строевых упражнений начинается с простых строевых приемов на месте и в движении. В начале обучения рекомендуется выполнять строевые упражнения по разделениям.

Для успешного проведения строевых упражнений необходимо

знать:

- команды строевых упражнений;

- методику обучения строевым упражнениям;

уметь:

- правильно подавать команды строевых упражнений (точность команды, интонация и громкость голоса в произношении, осанка преподавателя);

- рационально выбрать место перед строем (на месте, в движении);

- вести подсчет в различном темпе или использовать соответствующий темп музыкального сопровождения при выполнении упражнений;

- определять индивидуальные и групповые ошибки при выполнении строевых упражнений (видеть одновременно всех занимающихся, стоящих в строю).

При обучении строевым упражнениям большое значение имеет личный пример преподавателя. При подаче команд строевых упражнений необходимо принимать основную стойку (нельзя стоять расслаблено, руки держать на поясе или за спиной).

При обучении строевым упражнениям, выполняемым каждым занимающимся в отдельности, преподаватель показывает новый прием. При изучении разновидностей перестроений или размыканий в показе принимает участие группа занимающихся. Показ строевых приемов должен быть образцовым.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Опубликовано: 9 марта 2020 в 21:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения дошкольников строевым упражнениям» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Яромич (УИ 562271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД