Кошевая Весна
Методика М. Монтессори в развитии мелкой моторики детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются особенности использования методики М. Монтессори в процессе развития мелкой моторики детей с ОВЗ.
Ключевые слова: методика М. Монтессори, мелкая моторика, ограниченные возможности здоровья, развивающая среда, дидактический материал.
Публикация «Методика М, Монтессори в развитии мелкой моторики детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный этап системы образования является основой непростого, длительного и комплексного процесса развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются высшие психические функции, черты характера, волевые качества, самооценка, социальные и эмоциональные особенности ребенка и, конечно, мелкая моторика рук. Степень развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук играет важную роль как в становлении психических процессов, так и в формировании речевой активности.
Актуальность программы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обозначена Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Данный документ содержит целевые ориентиры дошкольного образования, на этапе завершения которого у ребенка должна быть сформирована мелкая моторика рук. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что на протяжении данного этапа образования педагог ставит перед собой одной из целей развитие мелкой моторики и тонко координированных движений пальцев рук.
Немаловажное значение мелкая моторика имеет в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, у детей с отклонениями в развитии наблюдаются несформированность тонких движений пальцев рук, недоразвитие ручной умелости и низкий уровень сформированности графомоторных навыков. Обучающиеся испытывают трудности в выполнении целенаправленных действий руками, плохо ориентируются в пространстве, в собственном теле и на листе бумаги, наблюдается несовершенство координации движений. Вышеперечисленные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья могут привести к слабому уровню подготовки к дальнейшей учебной деятельности.
В настоящее время существует множество методик и комплексов упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и у дошкольников без особых образовательных потребностей, и у детей с отклонениями в развитии, но одна из них, методика Монтессори, заслуживает особого внимания.
Данная методика получила название в честь своей основательницы, итальянского педагога и врача Марии Монтессори (1870-1952 гг.). Учения автора строятся на связи задержек развития не с нервной системой детей с ограниченными возможностями, а с несовершенством образовательной среды, в которой они обучаются. Главным нововведением М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, основанного на их самостоятельности, на индивидуальности темпа работы и овладении знаниями, умениями и навыками собственным, нестандартным способом. Эти особенности педагогического процесса итальянский педагог связывает с термином «развивающая среда» [1].
На сегодняшний день более 20 000 образовательных учреждений во всем мире применяют методику Монтессори в работе с детьми от первого года жизни до наступления совершеннолетия. За последние 100 лет существования этого уникального метода обучения миллионы педагогов и родителей со всех концов планеты выбрали данный подход к образованию [3]. Согласно педагогическим учениям автора, в центре образовательного процесса всегда находится именно ребенок со своим индивидуальным темпом развития, физическими, психическими и эмоциональными особенностями. Благодаря своей гармоничности и четкой концепции восприятия личности ребенка методика Монтессори сегодня обрела популярность и востребованность.
Основу учений итальянского педагога можно выразить фразой «Помоги мне это сделать самому». Взрослый должен знать интересы ребенка на всех этапах его обучения и подготовить соответствующую предметно-пространственную среду, где у обучающегося представлена полная свобода выбора деятельности [1].
К основным принципам методики М. Монтессори относятся :
1. Отсутствие единой образовательной программы. Для полноценного развития ребенка важна его самостоятельность в выборе вида деятельности. Это позволит ребенку учиться с удовольствием, свободно размышлять, импровизировать и проявлять чувства.
2. Разновозрастные группы. Совместная деятельность детей разного возраста позволяет более эффективно сформировать взаимоотношения и взаимопомощь в коллективе.
3. Специально подготовленная среда. Помещение должно быть разделено на зоны, отличные по своей образовательной направленности (зона развития речи и естествознания, математическая, сенсорная зоны).
4. Педагог – не наставник, а помощник. Главная задача взрослого – заинтересовать ребенка, не мешая процессу его деятельности.
5. Отсутствие критики. Важно позволить ребенку допускать ошибки, самостоятельно их находить и исправлять любым доступным способом.
6. Упор на развитие мелкой моторики и всех форм восприятия. Мария Монтессори в своих трудах указывает, что именно эти аспекты влияют на развитие интеллекта и когнитивных функций (речь, память, внимание, мышление, воображение и т. д.). Исходя из этого, оснащение обучающих зон должно включать дидактические материалы, направленные на тренировку органов восприятия и мелкой моторики.
7. Воспитание самостоятельности с раннего возраста. Дидактические материалы должны располагаться в зоне досягаемости ребенка, чтобы последний имел свободный доступ к любому из них [4].
В педагогической системе М. Монтессори нет места детским игрушкам. На занятиях недопустимо использование кукол, плюшевых игрушек, машинок и других привычных для детей предметов окружения. В ходе работы все внимание уделяется развитию личности, следовательно, используются специальные инструменты (дидактический материал) для достижения поставленной цели. Внутри каждой образовательной зоны материал располагается по принципу «от простого к сложному» и рассчитан на определенную степень сложности, но все они связаны между собой и представляют единое целое [2].
При первом знакомстве с дидактическим материалом педагогу необходимо провести «презентацию», демонстрирующую ребенку образец работы с ним. Суть демонстрации заключается в том, чтобы обучающийся освоил алгоритм работы и мог использовать приобретенные навыки в конкретных ситуациях из реальной жизни. Упражнения-игры могут быть как показаны педагогом, так и придуманы ребенком с учетом особенностей его характера и развития. Со стороны педагога обязательно должны быть поощрение и поддержка инициативы ребенка в его самостоятельной деятельности в процессе работы.
Упражнения-игры с Монтессори-материалом доступны, разнообразны и увлекательны для детей с ограниченными возможностями здоровья любых возрастов, не требуют материальных и временных затрат и условно делятся на:
1. Настольные игры.
2. Игры с водой.
3. Игры на основе метода Монтессори [1].
Первая категория упражнений-игр является самой распространенной в педагогической практике благодаря своим минимальным затратам, обширному функционалу и, конечно, заинтересованности со стороны детей с ограниченными возможностями здоровья. Настольные дидактические игры могут быть использованы в течение всего коррекционно-развивающего занятия и чередоваться в зависимости от особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и степени развития у них мелкой моторики.
К наиболее актуальным и часто реализуемым педагогами относятся следующие упражнения-игры:
1. Игры с прищепками.
Для этого типа дидактических игр не существует единых, четко обозначенных правил – ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать картинку, с которой предстоит работать, выбрать цвет прищепок и их количество. Также, в процессе игры могут быть использованы другие предметы подходящего размера и формы (ведерки, фигурки и т. д.).
2. Игры с бисером и бусинами.
Предоставляемые ребенку материалы для игры должны быть среднего или крупного размера. Вариации проведения игры многообразны, именно ребенок выбирает вид деятельности: сбор бус из бисера, перекладывание бусинок с помощью пинцета, разделение бисера по цветам, форме или размеру.
3. Рисование на песке.
Для проведения игр подобного плана требуется некоторая подготовка дидактического материала – необходимо подобрать несколько вариантов емкости для творчества (подносы разных форм, коробки с низкой высотой боковых стенок или специальную витрину с песком). Ребенок самостоятельно выбирает тематику рисунков.
4. Вышивание на картоне.
В процессе игры ребенок выбирает картинку-шаблон с обозначенными точками узора и делает по ним стежки – вышивает. При необходимости педагогу следует продемонстрировать ребенку принцип работы с иглой – «рука в руке». Для детей, имеющих более серьезные недостатки в развитии мелкой моторики, стоит приобрести игры-шнуровки: они более безопасны и подходят для детей с первых лет жизни.
5. Вырезание ножницами.
Ребенку предлагаются на выбор шаблоны с заранее обозначенными линиями, по которым предстоит вырезать тематическую картинку или узор. При необходимости педагогу следует продемонстрировать ребенку правильное положение ножниц в руке.
Также, не менее интересными для детей являются и такие игры, как «слова в трех коробочках», «картонные слова», «письмо на крупе», «домино из букв», «фигуры из гвоздиков», «подбор цифр» [1].
Вторая категория игр выделяется на фоне остальных тем, что деятельность детей больше похожа на опыты и, как правило, доставляет обучающимся немало удовольствия в процессе работы. Проводятся такие упражнения-игры с детьми старше одного года и усложняются в зависимости от возраста.
Занятия с водой не менее разнообразны по виду деятельности и могут содержать следующие виды игр:
1. «Круги на воде».
2. «Переливание воды».
3. «Смешивание акварели».
4. «Вода из снега».
5. «Перекладывание шариков».
6. «Тонет – не тонет».
Третья категория упражнений-игр была придумана последователями Марии Монтессори, педагогами и родителями, оценившими ее вклад в систему дошкольного образования. Многие из этих игр представляют собой улучшенные версии авторских идей, измененные под современные стандарты и тенденции.
К данной категории можно отнести следующие игры:
1. «Разложим по цвету».
2. «Рыболов».
3. «Юный скульптор»
4. «Волшебный мешочек».
5. «Подушечки с наполнителем».
6. «Картинки из пуговиц».
Каждому специалисту, реализующему коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, под силам создать необходимую для самореализации обучающегося развивающую среду, наполненную интересными и полезными для полноценного формирования мелкой моторики играми и упражнениями. В процессе работы по методике М. Монтессори важно проявлять фантазию и давать возможность это делать ребенку. Именно такой подход к образовательному процессу сделает его одновременно успешным и увлекательным для каждого ребенка.
Таким образом, методика М. Монтессори не только сохраняет свою актуальность в настоящее время и соответствует основной цели современного опережающего образования, направленного на комплексное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, но и продолжает активно использоваться в педагогической практике, дополняется и совершенствуется педагогами во всем мире.
Литература
1. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому / В. Г. Дмитриева. – М. :АСТ; СПб. : Сова, 2006.
2. Значение подготовительной среды для развития ребенка : сбор. материалов II Всероссийской конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством / под ред. К. Е. Сумнительного. – М. : АПК и ПППРО, 2011.
3. Исаева И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям / И. Исаева. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.businki74.ru/stati/84-montessori-podkhodit-vsem-detyam-no-ne-vsem-roditelyam.html (дата обращения 23.02.2024).
4. Монтессори М. Мой метод / М. Монтессори – М. : АСТ, 2006.
5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации : методическое пособие / С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1990 – с. 64.