Елена Серкова
Методика коррекционной работы по формированию глагольного словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительный этап – уточнение значений глаголов в пассивном словаре.
Этап формироввания лексических (языковых) умений и навыков:
- формирование синтагматических отношений глаголов (точное употребление глагола в потоке речи);
- формировании парадигматических отношений глаголов (формирование у детей понятия о семантической структуре слова).
Публикация «Методика коррекционной работы по формированию глагольного словаря» размещена в разделах
Заключительный этап – введение изученных детьми слов во фразовую речь.
Для формирования глагольного словаря необходимо использовать следующие методы : методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы :
- непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря – рассматривание и обследование предметов, наблюдение;
- опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря – рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, т. е. одновременно происходит коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Представим немного подробнее содержание логопедической работы в соответствии с выделенными направления.
1. Развитие пассивного и активного словаря глаголов.
На начальном этапе ведётся работа по формированию пассивного словаря. Пассивный глагольный словарь детей состоит из названий действий, которые ребенок совершает сам (одевается, гуляет, играет, купается, падает и т. д.). Дети знают названия действий, которые совершают близкие им люди, но этот словарь ограничен названием только тех действий, которые они много раз наблюдали. В связи с этим в логопедической работе большое внимание уделяется играм и упражнениям на расширение пассивного глагольного словаря. Используются сюжетные картинки, на которых знакомые ребенку субъекты совершают разные действия.
Детей учат понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом (девочка умывается, читает, катается, плавает, плачет и т. д., ориентироваться в названиях действий хорошо знакомых предметов, лиц, животных (мальчик катается на самокате, кошка спит и т. д.); различать слова, близкие по значению (шьет, вышивает, пришивает, близкие по звучанию, но разные по смыслу (кусается-купается) и многому другому. Уделяется внимание работе по переводу слов из пассивного словаря в активный. В процессе различных видов деятельности слова закрепляются в речи детей. Наиболее активно это происходит в игре.