Валентина Серенко
Методика использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
При организации и проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
Публикация «Методика использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
– начинать следует с разминки — сгибания и разгибания пальцев в медленном темпе, постукивания. Также может быть проведена предварительная работа — разбор сюжета игры с ребенком, слов, отдельных движений;
– движения пальцев рук выполняются в медленном темпе, если- ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;
– текст игры произносится выразительно, делая паузы, подчеркивая- отдельные слова и фразы, а движения выполняются синхронно с текстом;
– необходимо следить за верным выполнением движений кисти и пальцев с оптимальной амплитудой и нагрузкой;
– пальчиковые игры проводятся систематически, ежедневно,
– необходимо сочетать уже изученные игры с новыми — вводить элемент новизны, но при этом припоминать уже знакомые;
– продолжительность игры зависит от возраста детей — малыши- играют 3–5 минут, средние и старшие — 10–15 минут;
– пальчиковые игры проводятся как для правой, так и для левой- руки, при этом чередуется сжатие, растяжение, расслабление кистей руки, изолированные движения каждого из пальцев;
– приветствуется и поощряется творческая деятельность ребенка (может предложить свои движения или слова).
Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Ребенок становится партнером по игре. Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног.
В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.