Получи документы

Методика и содержание физкультурных занятий с часто болеющими детьми в дошкольном учреждении

Наталья Бабинцева
Методика и содержание физкультурных занятий с часто болеющими детьми в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Что же во все времена первым делом люди желают друг другу при встрече? Что может быть ценнее? Особенно в нашем современном мире! В то же время, по мнению авторов (Н. И. Бочаровой, И. Н. Захаровой, Н. Ю. Сотниковой и других) формирование здоровья ребенка управляемо, особенно с помощью целенаправленного воздействия средствами физического воспитания.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Двадцать первый век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Публикация «Методика и содержание физкультурных занятий с часто болеющими детьми в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, нами была выделена цель: воспитание здорового физически развитого ребенка через использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

Наш детский сад в течение последних лет в качестве одной из главных задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников. Два специфических фактора оказали преимущественное влияние на такую стратегию.

- Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Троицке.

- Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию.

Поэтому основными задачами нашего детского сада являются:

- Создать в ДОУ условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников.

- Осуществлять здоровьесберегающий образовательно-воспитательный процесс.

- Разнообразить содержание дошкольных образовательных услуг оздоровительно-профилактического характера.

- Обеспечить реализацию в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Охрана и укрепление здоровья воспитанников – одно из приоритетных направлений деятельности ДОУ, поэтому педагогический процесс основан на тесном сотрудничестве педагогического, медицинского персонала и родителей дошкольников.

В настоящее время становится очевидным, что для каждого в зависимости от возраста, пола, исходного состояния иммунной системы и уровня физической подготовленности необходим оптимальный по дозировке набор средств физического воспитания и методов оздоровительной физической культуры. Есть данные, позволяющие говорить об эффективном воздействии систематических занятий оздоровительной физической культурой на развитие организма ребенка, в результате чего улучшается состояние здоровья. Наиболее актуальна на данный момент проблема разработки методики индивидуально-дифференцированного подхода к ослабленным и часто болеющим детям. В практике дошкольного воспитания данная задача реализуется двумя способами:

- открытие специализированных групп для часто болеющих детей (ЧБД, работающих по специальным программам;

- дифференциация требований к детям с учетом их уровня здоровья и физической подготовленности.

Второй способ или направление более распространены, но сложны в организации и требуют серьезного подхода к продумыванию методики проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми.

Индивидуально-дифференцированный подход к ослабленным и часто болеющим детям должен заключиться не столько в ограничении нагрузок (физических, интеллектуальных, сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий психофизическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием условий психологического комфорта для жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Целесообразная организация любого вида деятельности ослабленных детей должна предусматривать свою, индивидуальную зону «ближайшего развития», что позволит им не оставаться длительное время на уровне сниженных требований, а постепенно совершенствоваться. Разработан план на основе и в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э. М. Дорофеевой, но с учётом специфики группы. Оздоровление часто болеющих детей осуществляется по индивидуальной программе.

Свою работу осуществляем по следующим направлениям:

1. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Это, прежде всего: соблюдение норм СанПиНа, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребёнка, (учёт его индивидуальных особенностей и интересов, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития.

2. Профилактическое направление:

- самомассаж

- комплекс закаливающих мероприятий солнцем, воздухом, водой;

- комплекс дыхательных гимнастик,

- облучение ультрофиолетовой лампой групповой комнаты,

- облучение ультрофиолетовой лампой физкультурного и музыкального залов.

Постоянно проводится дезинфекция групп и влажная уборка.

Особое внимание уделяем закаливающим мероприятиям для дыхательной системы. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды

Знакомим детей с пользой точечного массажа и самомассажа.

1) Самомассаж стал неотъемлемой частью утренней гимнастики. Массаж (разработан А. А. Уманской) дети проводят самостоятельно. Хороший оздоровительный эффект самомассажа стоп. Дети с удовольствием его проводят после дневного сна. Кулачками (ребристой стороной) разминают, массируют всю ступню.

2) Очень любят дети пальчиковую гимнастику. С большим удовольствием разучиваем новые «пальчиковые» игры.

3) В своей работе также используем рижский метод закаливания. На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный в 10% растворе поваренной соли (1 кг на ведро воды, ребёнок становиться босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 секунд). После этого ребёнок топает на сухом коврике (15 секунд). Затем водой из под крана протирает руки, шею, лицо.

4) В течение всего года практикуем сон без маечек. После сна проводим босохождение и комплексы гимнастик после сна.

5) Смазываем носовые ходы оксолиновой мазью в осеннее-зимный период. 6) Ежедневно, во время обеда, на столах лук, чеснок.

7)Так же используем, так называемые в народе «киндеры», в которые закладываем нарезанный чеснок (ежедневно во время эпидемического периода).

8) Ежедневно дети, после еды, прополаскивают рот кипячёной водой, чтобы не оставалось в полости рта остатков пищи, которые являются средой для размножения бактерий.

Все закаливающие процедуры осуществляю при условии, что ребёнок здоров. Не допускаем проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных реакций (страха, плача, беспокойства). При систематическом и правильном применении профилактическая работа занимает немного времени и даё т хорошие результаты: снижается общая заболеваемость, а также продолжительность простуд.

3. Физкультурно-оздоровительная направленность :

- утренние гимнастики;

- физкультурные занятия всех типов;

- прогулки;

- подвижные игры,

- гимнастика после сна,

- кружки «Хатха-Йога»,

- физкультминутки,

- лыжи.

Большое внимание уделяем физкультурным занятиям. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки) включаем в воспитательно-образовательный процесс такие технологии оздоровления:

- двигательные переменки между занятиями;

- проведение дней здоровья;

- физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

- соревнования (ГТО).

Для профилактики ОРЗ в утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, включаем некоторые упражнения хатха-йоги, усиливающие кровообращение носоглотки: «Солнечная поза» - потягивание, «Дханурасана»- мостик, поза бумеранга, «Сарвангасана» - поза берёзки, «Симхасана» - поза льва.

Подвижные игры на свежем воздухе оказывают вдвойне оздоровительный эффект. Дети очень любят подвижные игры со стихами. Такие игры имеют немалое оздоровительное значение, особенно для психического развития детей, прежде всего это формирование эмоционального мира ребёнка.

4. Организация здоровьесберегающей среды в группе:

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности, составили каталог подвижных игр для часто болеющих детей.

В группе создаём такую развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей.

Уделяем большое внимание наполняемости физкультурного уголка. Постоянно пополняем новыми пособиями и тренажё рами: спортивной дорожкой, которою используем для ходьбы, бега. Всё это повышает интерес к физкультуре, увеличивает эффективность занятий.

Как показала практика, одна только созданная развивающая среда помогает повысить двигательную активность, подтолкнуть ребёнка к самопроизвольному движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

5. Взаимодействие с семьей:

- создание информационных стендов, памяток, папок-передвижек;

- консультации;

- семейные физкультурные досуги;

-анкетирование родителей,

- сайты для родителей.

В начале каждого учебного года проводим анкетирование родителей, с целью учесть их пожелания и внести возможные коррективы в работу по укреплению здоровья дошкольников.

На информационном стенде для родителей, освещаем вопросы оздоровления без лекарств. Здесь предлагаю комплексы упражнений и игры для профилактики ОРЗ, для развития мелкой моторики, пальчиковые игры.

С помощью различных форм (папки-передвижки, консультации и т. д.) знакомим родителей с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий. Проводим ряд мероприятий: родительские собрания: «Причины частых и длительно текущих ОРЗ»; «Закаливающие процедуры дома и в детском саду»; консультации; «Значение режимных моментов для здоровья ребёнка», «Оздоровительная польза хатха - йоги для детей дошкольного возраста», «Корригирующая гимнастика в детском саду»Здоровьесберегающие технологии: Хатха – йога и дыхательная гимнастика» в детском саду».

Оценку эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей осуществляю на основе общепринятых критериев:

- снижение частоты случаев острой заболеваемости;

- улучшение физического развития;

- повышение устойчивости к утомляемости;

- позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

- улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечивает снижение заболеваемости.

Нами была поставлена задача не лечения больных детей, а профилактика заболеваний, формирование у них потребности в ежедневной двигательной деятельности, оздоровление организма с помощью массажа и самомассажа, с элементами дыхательной гимнастики.

Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определённой силой и в определённой последовательности. Точечный массаж – надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Применяется путём воздействия на активные точки. В основном на подошвах ног, пальцев рук, некоторых точек на голове, лице, ушах, на пальцах рук. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые эффективнее аптечных лекарств. Массаж пальцев: по восточной медицине.

Это при всем том, что курс оздоровления ещё не закончен и работа продолжается.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ

Литература

Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. М. 2008.

Бабенкова Е. А. Реабилитация детей лошкольного возраста в детском саду компенсирующего вида// Минск. 2012

Бабенкова Е. А, Параничева Т. М. Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты. М. 2013.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Методика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материаломМетодика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материалом Разрезные картинки могут быть предметные и сюжетные. Предметными картинками дети могут пользоваться самостоятельно, а сюжетные, более.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учрежденииСекреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика и содержание физкультурных занятий с часто болеющими детьми в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 12:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика и содержание физкультурных занятий с часто болеющими детьми в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бабинцева (УИ 154474) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД