Татьяна Филеткина
Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и погружения в образовательную среду дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. С. Выготский
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание. И она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом. Поэтому дети и должны чувствовать себя комфортно. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. ФГОС требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. В связи с этим встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. В методической литературе «Говорящие стены» называют методикой (С. В. Могильникова, Е. В. Язькова, Е. С. Беленькая и др., формой образовательной деятельности (С. Н. Поденщикова, методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (В. В. Ляленкова, Е. И. Шепицина и др.)
Темочки:
- Интерактивные, говорящие стены
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Откуда же пришла к нам технология «говорящих стен»?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации, сделав первые наскальные рисунки в эпоху палеолита (где-то между 35000 и 150000 лет назад). Рисунки содержали правила и сцены охоты, изображения животных, которые обитали в той или иной местности. Таким образом, стены заговорили на самом раннем рассвете человечества (пещерная живопись, часто её называют наскальной живописью).
С появление печати, ростом вербальной коммуникации возникла необходимость не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию. Так появились объявления (срочные, вывески (долгосрочные, мемориальные доски (не имеющие срока давности).
В к. ХХ - н. ХХI века большое количество людей стали использовать виртуальные стены (соцсети) (связано это с активным использованием сети Интернет).
Термин «говорящая стена» впервые стал использоваться в музейной педагогике, когда учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участии учеников, детей и взрослых. У зрителей появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозиции, моделирование собственного маршрута по экспозиции (экспонаты начинают говорить с каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его интерес).
Таким образом, если раньше «Говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то теперь «Говорящие степы» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты; они взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе дошкольного. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все» : и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать стены.
Основная идея методики «Говорящая стена» - трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. Говорящая стена - это центр познавательного развития; социально-коммуникативный центр; центр художественно-эстетического развития.
Цель: создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи: создать атмосферу эмоционального комфорта - детский сад является особым местом в жизни детей. Это теплый и уютный дом, в котором понимают и принимают каждого ребёнка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем как личность.
-создать условия для проявления познавательной активности детей (по мнению В. В. Щетининой, познавательная активность-это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта).
- создает условия для творческого самовыражения (детское творчество рассматривается как одно из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления).
- развивать самостоятельность, мелкую моторику, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
- развивает коммуникативные навыки (ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми.
- создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращает внимание детей на красоту окружающего мира.
Суть методики «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Развивающие интерактивные стены. Магнитная доска. Бизиборд. Сенсорное панно. Ширмы.
Развивающая интерактивная стена или экран уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран. Дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Экран, позволяющий взаимодействовать с материалом с помощью касаний или на расстоянии.
Магнитная доска. Одним из главных достоинством магнитной доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. При работе с магнитной доской можно одновременно пользоваться магнитами, мелом и маркерами.
Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы : «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?». Такие плоскостные бизеборды можно разместить на стенах на уровне ребенка.
Сенсорная стена или панно. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.
Ширма — представляет собой вертикальную поверхность, которая может складываться и трансформироваться, несущая в себе познавательно-игровой материал различного содержания (ширмы для сюжетно-ролевых игр, театральной, познавательной деятельности). Это приспособление, которое дает возможность зонирования пространства в группе, она стимулирует на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Для развития творческой активности детей можно использовать поверхность для рисования (доска для мела, маркеров, фломастеров, рулон обоев, закрепленный на стене).
Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации визуализации знаний, а так же погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста. Таким образом, технология «говорящих стен» - это уникальный инструмент, позволяющий необычным образом изменить предметно-развивающее пространство группы детского сада, своеобразный живой экран, дающий возможности для всестороннего развития детей, для проявления детской инициативы и самостоятельности.
Хочется закончить выступление словами выдающегося педагога Я. А. Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чем заняться».