Ирина Ефремова
Консультация для родителей «Учимся решать арифметические задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной группе, осваивая деятельность вычисления, дети научаются решать арифметические задачи. (А. З.)
К концу года дети должны уметь составлять задачи, различать в них условие и вопрос, выделять числовые данные, устанавливать количественные отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметическое действие и, пользуясь приемами вычисления, находить результат действия и давать полный ответ на вопрос задачи.
Как мы можем помочь ребенку дома?
Публикация «Консультация для родителей „Учимся решать арифметические задачи“» размещена в разделах
Упражняя детей в решении АЗ, начать с разыгрывания ситуации представленных в задаче, так как процесс решения разворачивается перед их глазами, а ответ наглядно представлен. Для этого можно использовать два варианта ситуаций: на основе жизни и деятельности детей дома, и на основе игровых и сказочных ситуаций. Например, дети по просьбе взрослого «покупают» овощи или фрукты в «магазине» и складывают покупки в прозрачные сумки, чтобы результат был сразу виден ребенку («покупателю») и затем решают задачу. Предлагаем детям объёмные игрушки, гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, предметы окружающей обстановки-все это привлекательный материал, не ограничивайтесь одними палочками и квадратиками. Весь этот объемный материал будет поддерживать интерес ребенка к проводимым занятиям дома.
На первых порах используется прием подражания. (Вы действуете с материалом и сопровождаете свои действия речью. Ребенок повторяет.)
Например: На объемных пособиях производится действие: «Положи перед собой кубик, прибавь к нему еще один кубик. Сколько всего кубиков стало?» (два).
Составляем задачу: «Был у нас один кубик. Мы прибавили еще один кубик». Спрашиваем: «Сколько всего кубиков у нас получилось? Значит, к 1 кубику прибавили 1 кубик, всего получилось 2 кубика. Повтори».
Такую же задачу составляем на другой наглядности.
Затем включаются действия по образцу. Образец при необходимости дается поэтапно, речевая инструкция включается в ситуацию прямого и косвенного руководства игрой. От степени точности действия взрослого в этой ситуации зависит правильность обучения, так как дети практически «копируют» то, что и как он делает. «Сказочные» ситуации разыгрываются на материале сюжетов из жизни домашних и диких животных. В этих ситуациях решение задачи – драматизации сопровождается перевоплощением ребенка в различные образы, в соответствии с текстом задачи. «Пошла Машенька за грибами. Под елкой нашла три гриба, под берёзой один. Сколько грибов нашла Маша?»
«Два медведя сидят за столом, маленький медвежонок карабкается на свой стульчик. Сколько всего мишек будет сидеть за столом?» Ребенок, играя, решает задачу, закрепляет смысл арифметического действия.
Вместе с ребенком составляем задачи, просчитывая по одному, а потом предложить самому ребенку выбрать наглядность и самостоятельно составить задачу.
Потом можно приступать к составлению и решению задач на вычитание.
Первые задачи на «вычитание», как и на «сложение», проводить нужно на объемных наглядных пособиях: «Положите перед собой два кубика, отдай мне один. Сколько кубиков у тебя осталось?» Составим задачу: «У тебя было сколько кубиков? Сколько кубиков ты мне отдал? Что спрашивается? Посмотри, как я запишу эту задачу». Обратите внимание на знак «-»: «отдал, отнял один кубик от своих двух кубиков и остался у тебя один кубик, меньше, чем было». Ребенок вместе со взрослыми решает ряд задач на вычитание об игрушках, о предметах окружающей обстановки, и каждый раз нужно обращать внимание на знак «-», на остаток, который всегда меньше целого (того, что было).
Предлагаем детям решать задачи последовательно на сложение и вычитание на одном и том же игровом и бытовом материале. Это предупреждает формирование стереотипов решение задач только одним конкретным арифметическим действием. Предлагая ребенку решить задачу – драматизацию на сложение, мы на этом же наглядном материале решаем задачу на вычитание и наоборот.
Когда у ребенка достаточно сформировано умение составлять задачи на сложение и вычитание по предложенной наглядности, то он постепенно научится понимать и решать задачи, не видя предмета, а только представляя его в воображении.
Возникает необходимость показать ребенку отличие задачи от загадки. Подобрать загадки, в которых указаны числа: «Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши). Выяснить, что в загадке надо догадаться, о каком предмете говориться, а в задаче хотят узнать о количестве, сколько получится или останется предметов. Можно предложить детям преобразовать загадку в задачу, предварительно провести анализ текста по плану: «Если здесь числа? Сколько здесь чисел? Если здесь вопрос?». При усвоении структуры задачи, выделяем условие и вопрос (особое значение числовым данным). Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи. Побуждая детей устанавливать связи и отношения между числами, учить предвосхищать результат и формулировать арифметическое действие: сложение и вычитание. Учим детей отвечать на вопросы: «Что надо сделать, чтобы решить задачу? Как ты решил задачу?».
Разбор задачи лучше осуществлять по определенной схеме.
Примерные вопросы:
«О чем говорится в задаче? Что говорится? Сколько? (Выделяют числовые данные задачи, устанавливают отношения между ними) Что мы знаем (что известно? Что мы не знаем (неизвестно? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Больше или меньше стало предметов? Так что же нужно сделать, чтобы решить задачу?»
Целесообразно приучать детей пользоваться терминами «прибавить», «сложить», «вычесть», «получиться», «равняется».
В задачах на нахождение остатка вопросы отличаются постоянством: сколько осталось? В вопросе задачи на сложение должны точно отражаться действия, описанные в условии задачи или вытекающие из него: «сколько подарили?», «сколько положили?», «сколько гуляет?» и т. п.
Необходимо помочь детям усвоить структуру задачи: т. е. различать условие (о чем говорится) и вопрос (о чем спрашивается); понимать, что в условии должно быть не менее двух чисел, а вопрос всегда о количестве предметов. При этом полезно сравнить ее и с рассказом: «Мама дала Тане несколько карандашей, и сестра поделилась своими карандашами. Что я рассказала? Есть ли здесь числа? Если ли здесь вопрос? Мама дала Тане 6 карандашей, и сестра ещё 1 карандаш. Сколько всего Тане дали карандашей? Что это? Как ты догадался, что задача? Чем отличается она от рассказа?»
Дальнейшему развитию самостоятельности в установлении количественных отношений помогут задачи-иллюстрации. Задачи – иллюстрации более
сложные для понимания детей, поскольку их содержание раскрывается не в действенной, а в образной форме. При их анализе придерживайтесь определенного плана: «Что здесь нарисовано?» Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?
Очень полезны задачи на сложение и вычитание с использованием рисования.
Например: показать ребенку картинку с изображением яблока. «Составь задачу о яблоках к решению 2-1». «У тебя 2 яблока, поделись с кем-нибудь, отдай маме или папе.»
Скажи всю задачу: «У меня два яблока. Одно яблоко я отдал дедушке. Сколько яблок у меня осталось?» - Нарисуй 2 яблока. Как показать на рисунке, что ты одно яблоко отдал? Зачеркни одно яблоко, а под рисунком запиши решение.
Когда взрослый предлагает ребенку составить задачу самостоятельно, то ребенка нередко затрудняет тематика задач. Выбор темы облегчают предметные картинки. Можно использовать картинки из любой книги. На страницах книг он видит цветы, игрушки, овощи. Про все эти предметы можно составить задачи, зарисовать и записать решение.
Более сложным для детей является составление и решение АЗ по схемам.
Женя поставил в гараж 3 машинки. Саша ещё 1. Почему стрелки сходятся вместе? (Все машины в одном гараже.) Что на схеме обозначает гараж? (Знак вопроса). Какой вопрос следует в задаче? (Сколько всего машин в гараже)
Аналогично по схеме на «вычитание».