Людмила Хмара
Методическое пособие «Веселый ноутбук»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3
муниципального образования г. -к. Анапа
Методическое пособие для воспитателей детских садов
«Весёлый ноутбук»
Автор:
Хмара Л. А. – воспитатель
МБДОУ детского сада № 3
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах привело меня к созданию дидактического пособия «Весёлый ноутбук». Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Также пособие направлено для ознакомления с окружающим миром, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию художественно – творческих способностей,
Публикация «Методическое пособие „Веселый ноутбук“» размещена в разделах
Основной целью данного пособия является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, его речевых и познавательных способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, формирование мотивации к дальнейшему овладению способами и приемами познания, применению полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Задачи данного пособия :
- развитие у ребенка интереса к математике;
- формирование математических представлений;
- формирование представлений об окружающем мире;
- развитие внимания;
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- умение решать головоломки;
- развитие речи ребенка.
В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка. Онтогенетическое развитие мышления ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в процессе освоения общественного опыта, и происходит это, главным образом, в процессе ведущей детской деятельности – игре.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно - логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
При подборе и проведении дидактических игр мной учитывались следующие условия:
работу с детьми следует проводить в системе,
связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении дидактических игр используются следующие методы и приёмы :
Игровые методы :
вхождение в воображаемую ситуацию;
выполнение практических действий по получению необходимой информации.
ситуации.
Словесные методы :
беседа;
формулировка выводов;
проблемные вопросы.
Методы обучения :
показ способа действия
проблемная ситуация;
упражнения.
Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, представления об окружающем мире, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, предлагаю использовать дидактические игры, подборку которых я хочу представить в данном методическом пособии. Пособие многофункционально. Представляет собой папку в виде компьютера, с одной стороны экран, на котором ребенок непосредственно играет, на другой стороне кармашки для материала, которым ребенок пользуется. Благодаря фетровой основе на макете можно располагать необходимый дидактический материал и дети самостоятельно могут менять и дополнять детали в зависимости от игры.
В пособии собраны игры с описанием действий для дошкольников от 3 до 7 лет, в зависимости от индивидуального развития ребёнка. Представленные игры можно применять при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике с детьми, а также по другим областям познания, для целенаправленной работы по выбранному направлению. Игры, с которыми можно познакомить детей: "Времена года", "Когда это бывает?", «Что за чем?», «Разложи по цвету», «Сосчитай, сколько?», «Составьте картинку из геометрических фигур», «Угощение для кукол», «Город», «Подбери фигуру» и другие.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
«Времена года»
Задача. Уточнить детей с приметы разного времени года.
Материал. Цветные листики, яблочки, снежинки, радуга, капли, туча, птички из фетра.
Содержание. Воспитатель предлагает изобразить время года, выбрав соответствующие детали.
«Угощение для кукол»
Задача. Учить детей делить целое на части. Устанавливать равенство предметов.
Материал. Круг, разделенный на четыре части. Геометрические фигуры.
Содержание. Кукла Маша испекла торт и позвала в гости трех кукол. Но никак не может разделить его поровну. Помогите, ребята разделить и красиво украсить, чтобы узор на кусочках торта был одинаковый.
«Составьте картинку из геометрических фигур»
Задача. Закрепить названия геометрических фигур, линий (ломаная, волнистая, прямая). Учить изображать предметы из геометрических фигур.
Материал. Геометрические фигуры, полоски, изображающие разные линии.
Содержание. Воспитатель предлагает разложить составить из геометрических фигур разные предметы.
«Город»
Задача. Закрепить геометрические фигуры, цвет. Учить создавать дома разной высоты.
Материалы. Геометрические фигуры из фетра.
Содержание. Воспитатель предлагает создать дома из геометрических фигур дома. Найти самый высокий дом. Сказать какого цвета дом самый низкий.
«Составь предмет»
Задача: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание. Воспитатель предлагает разложить составить из геометрических фигур разные предметы.
«Найди столько же»
Задачи: упражнять в счете предметов по предъявленному числу, обозначенному цифрой.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку выложить на ноутбуке столько предметов, чтобы количество соответствовало заданной цифре.
«Подбери фигуру»
Задачи: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал по цвету.
Материал: прямоугольники, квадраты, треугольники, круги и овалы разного цвета.
Содержание. Воспитатель предлагает создать узор по образцу.
«Веселая гусеница»
Задача. Учить детей располагать фигуры в порядке убывания.
Материал. Кружки зеленого цвета разного размера.
Содержание. Составить гусеницу из кругов разного размера, располагая фигуры по убыванию.
Танграм.
Задача: учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы фигур к игре «Танграм», образец.
Содержание. Воспитатель обращает внимание детей на образец. Просит рассказать, из каких геометрических фигур можно составить фигуру.
«Хватит ли?»
Задачи: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера. Вспомнить как можно уравнивать предметы.
Содержание. Предлагается разместить бабочек на цветочках. Выяснить чего больше, меньше. Что нужно сделать, чтобы предметов стало поровну.
Больше-меньше
Задача. Учить устанавливать неравенство предметов, уточнять чего больше. меньше.
Материал. Геометрические фигуры. Знак больше-меньше в виде головы утенка.
Содержание. Предложить ребенку сосчитать предметы, установить каких фигур больше, меньше.
«Цветик-семицветик»
Задачи. Закрепить с детьми цветовой спектр.
Материал. Овалы цветов радуги.
Содержание. Расположить овалы по цветам радуги.
«Радуга»
Задача: в игровой форме упражнять в различении цветов радуги.
Материал. Разноцветные полоски (дуги).
Содержание. Предложить детям собрать радугу.
«Разложи цифры по порядку»
Задача. Закрепить название цифр, уточнить место расположения в числовом ряду.
Материал. Цифры из фетра.
Содержание. Предложить расставить цифры по порядку.
«Который час?»
Задача. Познакомить детей с понятием «часы», «циферблат», «время».
Материал. Цифры из фетра, стрелки.
Содержание. Предложить детям узнать на часах который час. Уточнить с детьми, для чего нам нужны часы.
«Зоопарк»
Задача. Закрепить величину предметов. Уточнить названия животных, их размер. Развивать глазомер.
Материал. Силуэты животных, полоски разной длины.
Содержание. Воспитатель предлагает соорудить помещения для животных зоопарка., используя полоски разной длины путем подбора.
«Расскажи про свой узор»
Задачи: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание. Ребенок располагает фигуры по ноутбуку и рассказывает, как расположены элементы узора.
Список использованных источников:
1. https://adalin.mospsy.ru/
2. https://kladraz.ru/
3. https://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi
4. https://ped-kopilka.ru
5. https://www.develop-kinder.com
Список литературы:
Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. : КАРО, 2007. – 288с.
Белошистая А., Формирование математических способностей : пути и формы. Ребенок в детском саду. – 2001. – №1.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – 160с.
Гришунина Л. В. Математические игры. Ребенок в детском саду. – 2007. – №3.
Ищук Е. : Картинки из геометрических фигур. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Сборник. ФГОС ДО
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567920/
Козина Л. Ю. Игры по математики для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Автор-составитель: Л. А. Хмара,
воспитатель МБДОУ детского сада № 3
муниципального образования г. -к. Анапа