алия мустаева
Методическое пособие «Театральный сундучок»
Методическое пособие
автор: Мустаева Алия Рашидовна
Дидактическое авторское пособие по театральной деятельности для детей 4-7 лет
Цель: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Для осуществления данной цели выдвигаются следующие задачи:
Публикация «Методическое пособие „Театральный сундучок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2022
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества согласно возрасту.
• Активизировать и обогащать словарный запас.
• Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить воображение, мышление, речь, память и эмоциональную отзывчивость, чувство видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы, а также поддерживать интерес детей к театральной деятельности (в соответствии с их возрастными особенностями).
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Актуальность методического пособия «Театральный сундучок»
Данное пособие является актуальным, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребё нка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущим школьникам быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Данное пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и с небольшими группами детей. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей. Ребята учатся коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Театральный сундучок состоит из различных видов театра :
- театр на липучках
- пальчиковый
- театр на палочках
- настольный театр
- теневой театр
Театральный сундучок включает в себя :
- дидактическую игру «Пазлы»;
- дидактическую игру «Расскажи сказку по картинкам»;
- дидактическую игру «Отгадай сказку по картинке»;
- дидактическую игру «Что лишнее?»;
- персонажей и фоны для проигрывания театра;
- скороговорки, загадки и книжки – малышки;
- дидактическую игру «Покажи и выложи эмоцию» из ЛЕГО.
Описание игр
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»
Цель игры: закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.
Ход игры: Предлагаем карточки с иллюстрациями к популярной детской сказки, по которым ребенок рассказывает сюжет той или иной ситуации изображенной на картинке. С возрастом можно усложнить задачу, разрезать карточку и предложить ребенку разложить картинки в правильной последовательности и правильно рассказать сюжет той или иной картинки, не допуская ошибки.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель игры: развитие логики и долговременной памяти.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены сказочные персонаж и просит детей назвать предмет или героев из сказок (имя, название сказки).
После того как герои и предметы названы, воспитатель предлагает назвать «лишнее» и объяснить, почему.
Дидактическая игра «Отгадай сказку по картинке»
Цель: Узнавать сказку по предложенным картинкам.
Ход игры: Детям предлагаются картинки по знакомым сказкам. Ребенок угадывает, к какой сказке относится картинка, рассказывает эпизод, представленный на иллюстрации.
Дидактическая игра «Пазлы»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание и зрительную память.
Ход игры: Дети получают разрезные картинки к сказкам. Воспитатель предлагает сложить картинки и назвать сказку.
Дидактическая игра «Покажи и выложи эмоцию» из ЛЕГО
Цель: обучение умению проявлять и различать эмоции героев, правильно на них реагировать и уметь передать эмоции персонажей из сказок.
Ход занятия. Педагог раскладывает лего на столе. Дети подбирают для изображенных мальчика и девочки разные губы, носы, глаза, пока не получится определенное эмоциональное состояние. Участники объясняют, какую эмоцию им удалось изобразить, показывают ее на своем лице (при желании дополняют жестами, фразами).
Для младших дошкольников подойдет простая игра «Угадай эмоцию». Каждый из участников по очереди собирает из лего определенное эмоциональное состояние: веселье, грусть, скуку, злость, недовольство, обиду, страх, любопытство, усталость, растерянность, любовь и прочие, а потом должен догадаться, что за чувство изображено на картинке.
Варианты игр можно придумывать и дополнять постоянно, с возрастом усложнять игры. Также можно дополнять персонажей и фоны других сказок.
Вот еще несколько примеров игр, которые можно обыграть вместе с детьми.
«Найди пару»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки со сказочными персонажами.
Дети должны каждому персонажу подобрать соответствующую пару.
Основание: объединенность общим сказочным сюжетом.
Например: дед и баба, лиса и волк, Маша и медведь, лиса и журавль, Ванечка и гуси-лебеди, Аленушка и козленочек и другие.
«Сделай, как в сказке было»
Цель: развитие наблюдательности и внимательности.
Ход игры.
Первый вариант
Воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к одной сказке.
Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке.
Второй вариант
Воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к какой-либо сказке и сознательно допускает одну или две ошибки.
Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив карточки в правильной последовательности.
Третий вариант
Воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода.
Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание.
Четвертый вариант
Воспитатель в правильной последовательности выкладывает сюжетные картинки к сказке, но сознательно вносит туда эпизод из другой сказки.
Дети определяют "чужую" картинку и исключают ее из событийного ряда.
Пятый вариант
Воспитатель раздает сюжетные карточки детям в руки, и они выстраиваются с ними в правильной последовательности.
«Игры-угадайки»
1. Загадки по сказкам
Цель: развитие воображения и образного мышления.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадки о сказочных героях, предметах, сказках. Дети, найдя отгадку, должны быстро поднять руку и дать полный ответ.
2. Угадай по описанию
Цель: формирование долговременной памяти и связной речи.
Ход игры. Из группы детей воспитатель вызывает одного ребенка и показывает ему картинку легко узнаваемого сказочного героя, так, чтобы другие дети не могли его видеть. Вызванный ребенок должен дать словесный портрет героя, не называя его по имени. Остальные угадывают, о каком сказочном персонаже речь. Угадавший, быстро поднимает руку.
Примечание: первым пример словесного портрета дает воспитатель.
«Сказки на новый лад»
Цель: развитие фантазии, воображения и связной речи.
Ход игры. Воспитатель читает детям отрывок из рассказа Н. Носова "Фантазеры".
Вопрос: как вы думаете, кто такие фантазеры? Это те, кто выдумывают разные интересные истории, которых не бывает в жизни. Как в сказке.
Воспитатель предлагает детям превратиться в фантазеров и переделать известную сказку.
Например. «Покатился колобок по дорожке и она привела его в детский сад». Что было дальше?
«Зашла Маша в дом, а в том доме жил медведь. Увидел Машу и говорит, мол, у меня будешь жить, кашу мне варить, а не знал медведь, что Маша - дочка известного дрессировщика медведей». Что произошло дальше?
«Пришла весна, избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Попросилась лиса к зайцу жить, а он и говорит: боюсь, я тебе верить, уж очень ты хитрая. Сделай доброе дело, тогда приходи. И заплакала лиса, не знает, что ей теперь делать. «Что случилось дальше»?
Воспитатель предлагает детям придумать концовки к сказкам на новый лад.
Примечание: в данной игре детям необходима помощь воспитателя и продумывании поворотов сюжета, и в формулировке предложений.
«Клубок сказок»
Цель: развитие внимательности и формирования умения грамотно строить предложения.
Ход игры. Воспитатель показывает детям клубок, рассказывает о его волшебных свойствах: превращать в сказочников тех, кто его держит в руках.
Затем детям предлагается сесть в круг. Воспитатель говорит первые два-три предложения хорошо знакомой детям сказки. Затем катит клубок ребенку и задает вопрос: что было дальше? Дошкольник должен продолжить сказку с того места, где остановился воспитатель и вернуть ему клубок. Воспитатель повторяет слова, сказанные ребенком и катит клубок следующему с вопросом: что было дальше? Игра продолжается до тех пор, пока не закончится сказка.
Воспитатель хвалит детей, называя их настоящими сказочниками.
«Заколдованная поляна»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход игры. Воспитатель предлагает вниманию детей "заколдованную поляну", где спрятаны различные сказочные герои, и просит найти их, объяснив, из какой они сказки.
«Придумай сказке свой конец»
Цель: Учить детей придумывать другой конец к сказке с новым поворотом сюжета.
Ход игры: После прочтения сказки, предложить придумать другой конец сказки с новым поворотом сюжета. Например, в сказке «Колобок» можно предложить придумать, как закончилась бы, сказка, если бы колобок не был таким доверчивым.