Елена Владимировна Воронина
Методическое пособие «Речевые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия реализации:
Общеобразовательная группа - дети 3-4 года.
Сроки реализации: 1 год.
Цель. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
-Развивать умение составлять сложные предложения.
-Развивать мелкую моторику, координацию движений.
-Придумывать прилагательные к существительным.
-Придумывать глаголы к существительным.
Публикация «Методическое пособие „Речевые кубики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
-Воспитывать умение внимательно слушать задания взрослого.
Теоретическая значимость: Изучение литературы, составление плана работы по теме
Практическая значимость: Апробация перспективного тематического планирования словесных игр с детьми 3-4 лет.
Гипотеза: С помощью словесных игр повысить уровень развития речи детей.
Занятие проводится 2 раза в неделю, длительность занятия составляет 20 минут для детей 4-5 лет.
Актуальность.
Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. «Речевые кубики» незаменим на любом занятии с детьми от 2 до 7 лет.
Пособие состоит из 20 кубиков. На кубиках изображены одежда, обувь, овощи, фрукты, транспорт, игрушки, музыкальные инструменты, дикие животные, канцелярия, спорт, природные явления, цвета, цифры, геометрические фигуры, части тела, члены семьи, действие. Склеиваем и начинаем играть
Месяц Неделя Название игры
Сентябрь 1 неделя Изучение литературы, составление плана работы по теме.
2 неделя Изучение литературы, составление плана работы по теме.
3 неделя Изучение литературы, составление плана работы по теме.
4 неделя Изучение литературы, составление плана работы по теме.
Октябрь 1 неделя Игра «Существительное» Цель. Развивать словарный запас
2 неделя Игра: «Назови действие» Цель: Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенного на ней героя и действие, которое он выполняет.
3 неделя «Составь фразу» Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
4 неделя Игра «Веселый счет». Цель: Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 6
Ноябрь 1 неделя Игра : «Один - много». Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
2 неделя Игра «Назови цвет» Цель: Закреплять знания ребенка о цвета
3 неделя Игра «Угадай по описанию» Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
4 неделя Вопрос Вопросович» Цель: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, овощи. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Декабрь 1 неделя Игра «Угадай, чего не стало?» Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 4 кубиками
2 неделя Игра «О картинке я вам расскажу» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
3 неделя Игра «Кто как кричит?» Цель: развивать навыки звукоподражания
4 неделя Игра «Охотник и пастух» Цели: Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;
Январь 1 неделя
2 неделя Игра «Что такой формы бывает?» Цели: Закреплять знания ребенка о геометрических фигурах
3 неделя Игра «Кто как кричит?» Цель: развивать навыки звукоподражания
4 неделя Игра «Зверюшки» Цель: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Февраль 1 неделя Игра «О картинке я вам расскажу» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
2 неделя Игра «Угадай по описанию» Цель: Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
3 неделя Игра «Угадай, чего не стало?» Цель: Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 5 кубиками
4 неделя Игра «Ассоциации». Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.
Март 1 неделя Игра «У кого какой детеныш» Цель: расширение объема словаря. Называть детеныша животного.
2 неделя Игра «Угадай, чего не стало?» Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 6 кубиками
3 неделя Игра «Вопрос Вопросович» Цель: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, овощи. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
4 неделя Игра «У кого какая мама» Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).
Апрель 1 неделя Игра «Зверюшки» Цель: образовать новые слова с помощью суффиксов.
2 неделя Игра «О картинке я вам расскажу» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
3 неделя Игра «Что такой формы бывает?» Цели: Закреплять знания ребенка о геометрических фигурах
4 неделя Игра «Охотник и пастух» Цели: Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;
Май 1 неделя Игра «Один и много». Цель: учить изменять слова по числам.
2 неделя Игра «У кого какая мама». Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).
3 неделя Игра «Угадай, чего не стало?» Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 8 кубиками
4 неделя Игра «Опиши предмет» Цель: развивать речь, логическое мышление.
1 игра – «Существительные» - бросаем и и задаем вопрос «Что это?» или «Кто это?»
2 игра - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) При игре с таким кубиком задаем вопрос : «Что делает?»
Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Кто это? Что делает?»
3 игра - кубики с цифрами. Учим ребенка согласовывать числительное и существительное. Один мяч, два мяча, пять мячей.
4 игра - кубики с разными цветами. (красный мяч)
5 игра - кубики с геометрическими фигурами (круглЫЕ часы)
Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях :
предмет + цвет,
предмет + количество,
фигура + цвет,
фигура + количество,
предмет + действие,
предмет + форма.
Для старшего возраста следующие игры — сочетаем три признака и три кубика :
— предмет + количество + форма,
— предмет + цвет + форма,
— форма + цвет + количество.
6 игра Выберите любую картинку и придумайте к ней как можно больше прилагательных (… какая? - рыжая, ловкая, заботливая, трудолюбивая, шустрая, маленькая) так же подбираем как можно больше глаголов …. что делает? - прыгает, скачет, грызет, спит, смотрит, ест, живет).
каждый раз уточняем у ребенка: «Бывает не-бывает?», «Когда это бывает?».
Если «не бывает»-знакомим с вопросительной интонацией КРАСНЫЙ БАНАН?
Затем играем с восклицательной интонацией: КРАСНЫЙ БАНАН!
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Ожидаемые результаты.
• Качественное расширение активного словаря дошкольников (дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова)
• Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.
Список литературы.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Москва - Синтез, 2006.
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение,1980.
3. Лобзякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Вентана - Граф, 2003.
4. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб. : Издательский Дом "Нева"; М. : "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.
5. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2008.