МААМ-картинки

Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 4

Трегубова Галина
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район

«Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Трегубова Галина Вячеславна

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17

с. Воронцовка МО Ейский район

2022 год

Перспективное тематическое планирование занятий по развитию речи в подготовительной группе с элементами словесного творчества

Публикация «Методическое пособие „Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста“, Часть 4» размещена в разделах

сентябрь Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Рассказывание русской народной сказки. Наши игрушки. Составление описательных рассказов.

Прогулка в лесу. Составление рассказов по картине.

Осенью. А. Плещеев. Заучивание стихотворения.

Винегрет и салат - здоровье для ребят. Дидактическая игра.

Заяц — хвастун. Пересказ русской народной сказки.

Как мы убирали урожай. Составление рассказов из опыта работы детей на огороде.

Что за прелесть эти сказки! Викторина.

Транспорт. Беседа

октябрь

Наши куклы. Составление описательных рассказов.

Поделись игрушкой. Составление рассказов по картине.

Сивка — Бурка. Рассказывание русской народной сказки.

Уж небо осенью дышало. А. С. Пушкин. Заучивание стихотворения.

Все здесь. Я. Тайц. Пересказ литературного произведения.

Мой город Кострома. Игра - путешествие. У дедушки Корнея. Викторина по сказкам К. Чуковского.

Как Медвежонок потерял сапожки. Творческое рассказывание.

Хлеб всему голова. Беседа.

Ноябрь Посылка из Простоквашино. Рассматривание предметов и составление рассказов.

В родной семье. Составление рассказов по картине. У солнышка в гостях. Рассказывание словацкой сказки. Лиса и рак. Пересказ русской народной сказки.

У лукоморья дуб зеленый А. С. Пушкин. Заучивание стихотворения.

Наш детский сад. Рассказывание из коллективного опыта о сотрудниках детского сада.

Экскурсия в Ейский музей «Иван Поддубный». Игра.

Рассматривание предметов и составление рассказов. Домашние животные. Игра - викторина.

Осенняя пора, очей очарованье. Беседа об осени.

Декабрь Волшебные колпачки. Составление описательных рассказов.

Зимние развлечения. Составлении рассказов по картине.

Первый снег. Е. Трутнева. Заучивание стихотворения. Рукавичка. Пересказ украинской сказки.

Мороз Иванович. В. Одоевский. Чтение сказки. Колобок. Творческое рассказывание.

Деду Морозу закажем подарок. Рассказывание из опыта.

Путешествие в мир сказки. Викторина.

Январь Дом Мод. Демонстрация новогоднего костюма. Игра. Составление описательных рассказов.

Елка. Е. Трутнева. Заучивания стихотворения. Подарок Деда Мороза. Рассказы из личного опыта. Зимняя пирушка. Чтение сказки Н. Павловой. Кормушка. Рассказы по серии сюжетных картин.

Про снежный колобок. Н. Калинина. Пересказ.

Новая серия мультфильма «Ну, погоди!». Творческое рассказывание.

В гостях у бабушки Арины. Викторина по произведениям А. С. Пушкина.

Зима, зимушка, зима! Беседа.

Февраль Медвежата. Составление описательных рассказов по игрушкам.

Февральская лазурь. И. Гарбань. Составление

рассказов по пейзажной картине.

Рассказ о неизвестном герое. С. Я. Маршак. Чтение рассказа и этическая беседа.

Пограничники. Заучивание стихотворения.

Твои защитники. Л. Кассиль. Чтение рассказов «Пехота», «Сестра».

Сыновья. В. Осеева. Пересказ рассказа.

Что я видел. Б. Жидков. Чтение рассказов о Москве. Армия - защитница Отечества. Беседа.

А. С. Пушкин. И К. И. Чуковский в гостях у ребят. Викторина

Март Посидим в тишине. Е. Благинина. Заучивание стихотворения.

Косточка. Л. Н. Толстой. Пересказ рассказа.

Домашние помощники. Рассматривание и составление рассказов о предметах.

Кукушка. Айога. Чтение сказок народов Севера. Мамочка любимая. Беседа.

Солнце, мороз, ветер. Камень, ручей, сосулька и солнце. Э. Шим. Чтение сказок.

Зима недаром злится. Ф. Тютчев. Заучивание стихотворения.

Грачи прилетели. Рассматривание и составление

рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова. Птицы. Игра - викторина

Апрель Швейные принадлежности. Рассматривание и рассказывание о предметах.

Весенние воды. Ф. Тютчев. Заучивание стихотворения.

Ласточка. Г. Снегирев. Пересказ рассказа. Подснежник Е. Серовой. Заучивание стихотворения. Весной в сквере. Составление рассказов по картине. Веревочка. А. Барто. Чтение стихотворения.

День космонавтики. Беседа и рассказ воспитателя. Весенний калейдоскоп. Развлечение.

Беседа о Москве, столице нашей Родины.

Май В королевстве часов. Рассматривание и составление рассказов о предметах.

Для чего руки нужны. Е. Пермяк. Пересказ рассказа. Поезжай за моря, океаны. М. Исаковский. Заучивание стихотворения

День победы. Рассказ воспитателя и чтение рассказов о войне.

Мои любимые цветы. Рассказы из опыта.

КВН - викторина по сказкам.

Лето, ах лето! Творческое рассказывание.

Ежи. Составление рассказов по картине.

дом - Россия! Беседа.

13. Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Развитие словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками о животных»

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. В отношении речевого творчества уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение.

Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Часто рассказывая хорошо известные сказки, он значительно

обогащает свои навыки и умение в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

Система педагогических мероприятий по развитию словесного творчества, включающую три этапа.

I этап

Задачи: Активизировать запас известных детям сказок, учить глубже воспринимать традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приём повторности, троекратности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: "от большого - к малому", "от малого - к большому", зачины, концовки.

Методы и приёмы :

1. Пересказывание русской народной сказки: "Колобок", "У страха глаза велики", "Хвосты".

2. Сравнение двух сказок ("Теремок" и "Репка", определение сходства в композиции: от большого - к малому, повторность эпизодов.

3. Составление фильма - сказки.

4. Драматизация сказки. Задачи: Обогатить литературный опыт детей новыми народными сказками. Проанализировать принципы традиционного построения сказочного повествования, развитие сюжета в новых сказках. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения.

Методы и приёмы :

1. Пересказывание (с помощью разных видов театра) с выполнением творческих заданий сказок : "Бобовое зёрнышко", "У страха глаза велики",

"Крылатый, мохнатый да масленый".

2. Сравнение двух сказок ("Лисичка со скалочкой" и "Колобок", "Три медведя" и "Теремок")

3. Составление фильма - сказки.

4. Кукольный театр с участием детей : "Бабушка, внучка да курочка".

5. Теневой театр по сказке "Лиса и рак".

6. Драматизация сказки "Заюшкина избушка".

Задачи: Развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях- в продумывании собственного замысла сказки, выборе темы, сюжета, героев; учить детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

Методы и приёмы :

1. Сочинение по предложенным темам и персонажам (фигуры из сказок на фланелеграфе, настольный театр, совместное с педагогом творчество.

2. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.

Этапы работы:

На 1-м этапе можно активизировать запас хорошо известных сказок. Это такие сказки как, "Колобок", "Теремок", "Рукавичка", "Машенька и медведь", "Зимовье зверей", "Волк и семеро козлят", "Лиса, заяц и петух",

"Кот, петух и лиса", "Лиса и журавль". Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации.

Согласно рекомендациям Е. И. Шибицкой, иллюстрации показывать во время слушания сказки, или в основном, после слушания. Также наряду со слушанием сказок используются песенки, потешки, загадки, пословицы по содержаниям сказок. После чтения сказок, необходимо обращать внимание на художественные особенности (например, постоянство характеров персонажей, образность и наивность языка, повтора и т. д.).

Песенки встречаются во многих народных сказках ("Колобок", "Волк и семеро козлят" и др.). Песенки украшают сказку, а также передают настроение героя. В тех сказках, где песенки отсутствуют можно использовать стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки, и зачитывать их перед или после рассказывания сказки.

Например, "Зимовье зверей", можно загадать загадки про зверей, какой зверь придёт следующим. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень

важное умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды. Вопросы во время беседы могут быть разнообразными, т. к. одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизод. Например: Какая лиса в сказке "Лиса, заяц и петух?" - "Хитрая, умная, жестокая" - говорят дети.

Затем также можно предложить пересказать сказку. Но в пересказывание сказки включить задания на воспроизведение традиционных особенностей сказок: приём повторности, троекратности, повторение эпизодов их схожесть.

Пересказывая сказки "Машенька и медведь", "Волк и семеро козлят". Внимание детей необходимо обращать и на зачины. Известно, что многие сказки начинаются с зачина "Жили - были", а кончаются приговоркой: "Стали жить - поживать и добра наживать". Можно предложить задание на сравнение двух сказок "Теремок" и "Репка", определения сходства в композиции: от большого - к малому, повторность эпизодов.

Воспитатель отмечает, что можно изменить порядок фигурок в каждой сказке, объяснив детям, что сказка получилась бы "нескладной". Составить фильм - сказку по какой-нибудь хорошо известной сказке, обсудить с детьми: что произойдёт в нашей картине? Как это нарисовать? Кто кого в ней встретит? Что из нашей сказки мы "возьмём" в рисунок? Какие наши герои? После анализа дети могут приступить к рисованию.

Нужно еще, и соблюдать последовательность сказки. Поэтому обговаривается, кто, что будет рисовать.

Изображая героев своей будущей картины, дети подражают, вступают в диалог, придумывают что-то своё, прислушиваются к мнению товарищей.

На 2-м этапе необходимо обогатить литературный опыт детей новыми народными сказками. Для этого можно выбрать сказки "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Бобовое зёрнышко", "У страха глаза велики", "Заяц-хваста", "Лиса и кувшин", "Бабушка, внучка да курочка", "Крылатый, мохнатый да масляный", "Лиса и рак", "Три медведя", " Хвосты". При рассказывании сказок обратить внимание детей на содержание и образный язык сказок, дать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов. Эти задания углубят, расширят знания детей о слове. Рассказывать сказки важно неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Можно предложить одному - двум детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. Но герои могут появляться так же - от малого к большому. В ней могут быть повторы, встречи героев, которые постепенно подводят к кульминации. При этом надо заранее продумать всю сказку: как она начнётся и чем закончится.

На 3-м этапе следует развивать у детей самостоятельность в словеснотворческих проявлениях. Лучше остановится на сочинении по литературному образцу в двух вариантах: с заменой героев, сохранением сюжета, и с заменой сюжета, с сохранением героев произведения. Первый вариант -лёгкий - нужно сохранить содержание произведения, заменив героев. Второй представляет больше трудностей, так как сохранятся герои, а содержание произведения меняется.

В обоих вариантах дети должны творчески подходить к выполнению задания. Сначала надо предложить детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем. После того, как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, следует перейти к придумыванию сказок, с сохранением содержания, но с заменой героев

После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, предпочтительно предложить им сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета. В сочинении собственных сказок дети используют

тот запас сказок, который имеют. Они вставляют в своё сочинение элементы из других сказок. Стараются придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках и торжество добрых сил, и дружба между героями.

Если первые сказки детей очень просты и по композиции, то последующие сказки становятся более сложными, порой с цепной композицией. Одно событие следует за другим, число героев увеличивается, и действия персонажей тоже становятся осмысленными и целенаправленными.

При проведении развлечений и праздников можно использовать загадкивопросы по содержанию сказок. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

При отгадывании загадок можно использовать педагогический приём "Помоги" : дети помогают "незнающей, неумеющей" игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее в себе.

Таким образом, сказки о животных, путём уподобления животных людям, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, влияют на духовное развитие ребёнка, его фантазии, смекалку.

Сказки - возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребёнком собственной сказки. Они дают богатый содержательный материал для творческих рассказов, для развития словесного творчества.

14. Работа с родителями

Чтобы интерес у детей к нашей совместной творческой речевой деятельности не пропал, провожу индивидуальные беседы с родителями по организации игровой деятельности детей дома, оформляю консультации в специальном уголке.

На родительских собраниях представляю игры, задания, которые не займут у родителей много времени и не потребуют дополнительных затрат, но принесут значительную пользу в творческом речевом развитии ребенка. Информирую родителей так же и о том, какие спектакли, выставки, музеи можно посетить с детьми в выходной день, советую как организовать беседу об увиденном, чтобы ребёнок мог связно рассказать друзьям в группе о своих впечатлениях.

Использую и такую форму работы как выставки совместного творчества детей и родителей в семье : "Осенняя сказка", проведение поэтических вечеров: «Вечер осенней поэзии», русские поэты о зиме.

Родители оказывают нам большую помощь в организации различных экскурсий: в планетарий, театр, цирк, музеи, посещение выставок, а так же экскурсии по родному городу.

Так же с помощью родителей пополняется наша библиотека сказок, приобретается художественная и методическая литература, большую помощь родители оказывают в оформлении группы, изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и творческих игр. После показа детьми инсценировок и небольших спектаклей на родительских собраниях или праздниках, мамы и папы становятся более активными помощниками в нашей работе по развитию словесного творчества детей.

Конспект практикума:

«Возможности семьи в речевом развитии ребенка»

Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. Проведение практикума. Предложить родителям в начале встречи обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых - образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

У родителей на столах лежат карточки с текстами. Задание родителям. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предположите, как будут

отвечать дети 5 - ти лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:

Что нарисовано на картине?

Что делают дети на картине?

Про что (о чем) рассказал художник на картине? Примерный ответ: Перечисление изображенных предметов Описание картины Истолкование картины

2. «Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы».

В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?

Примерный ответ.

Вопросы «Кто? Что? Какой?» характерны для детей 3 - 4х лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в

контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, попытке понять что-то неизвестное, осмыслении нового.

3. Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

Примерный ответ. Это может быть связано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему - либо.

Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др.

«Наш ребенок рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает!» Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. НОД рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.

5. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки: Рома:

«рыба» - «лыба», Саша: «шишка» - «сиска», Илья: «садись» - «дись», Диана: «сахар» - «хасир».

Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Примерный ответ. У Ромы и Саши - замена труднопроизносимых звуков на легко произносимые; у Ильи - пропуск первого слога; у Дианы - перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр - упражнений. Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела «Развиваем речь детей» в программе развития ребенка - дошкольника «Радуга». Затем дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до логопедических НОД. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своих детей, слышали их речь? На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

В ходе проведения игр воспитатель подчеркивает их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.

Дети загадывают родителям загадки:

1. Белое одеяло землю надевало,

Солнце напекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Три глаза, три приказа

Красный самый опасный. (Светофор)

3. Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (Дверь)

4. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы).

5. Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок. (Белка)

6. Сам алый сахарный,

Кафтан зеленый бархатный. (Арбуз).

Дети предлагают родителям поиграть в игру «Измени в слове звук, чтобы получилось новое слово». Поочередно родители и дети образуют новые слова : Мишка - миска, Уточка - удочка, Коза - коса, Почка - бочка, Лак - рак, Люк - лук. Дети вместе с родителями играют в игру «Скажи наоборот». Один называет слово, а другой подбирает к нему антоним. Предложить взрослым и детям образовать круг и закончить встречу веселым танцем.

15. Список литературы.

1. О. С. Ушакова «Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи» автореферат, докторская диссертация. – М: 1996г.

2. Н. А. Ветлугина «Основные проблемы художественного творчества детей», «Художественное творчество и ребенок»/ – М:1972г.

3. Л. А. Пеньковская «Детское словесное творчество» исследование». – М: 1999г.

4. Э. П. Короткова «Система НОД по обучению рассказыванию»М: 1998г.

5. Шибицкая А. Е «Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок», «Художественное творчество в детском саду». – М: 1974г.

6. Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие НОД для детей старшего дошкольного возраста». – М., 2003.

7. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003.

8. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет». – М., 1999.

Публикации по теме:

«Новый день — новое открытие». Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 часть«Новый день — новое открытие». Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 часть В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий в зимний период. ДЕКАБРЬ Целевая прогулка к ели. Цель: Научить детей узнавать.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий на весенний период. МАРТ Экскурсия в парк «Ранняя весна». Цель. Закрепить.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12 НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ СЕНТЯБРЬ. • Организация конкурса на лучший осенний букет. • Устройство выставки из овощей «Дары осени».

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21 КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ТЕМА "ПТИЦЫ" Эта птица известна всем. Её оперение контрастное, черно-белое. Она приспособилась.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 23Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 23 МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Очень важно предоставить ребёнку возможность выразить свой эмоционально – познавательный опыт,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9 ПЛАНИРОВАНИЕ. В старшем дошкольном возрасте необходимо систематизировать знания о природе и природных явлениях, полученные в младшем возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 4
Опубликовано: 6 мая 2022 в 14:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Трегубова Галина (УИ 1812481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД