Приложение МААМ

Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 1

Трегубова Галина
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район

Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Трегубова Галина Вячеславна

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17

с. Воронцовка МО Ейский район

2022 год

Содержание

1 Пояснительная записка 3

Публикация «Методическое пособие „Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста“, Часть 1» размещена в разделах

2 Актуальность 4

3 Задачи, принципы и методы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста 5

4 Обучение детей творческому рассказыванию. 6

5 Педагогические условия для обучения детей творческому рассказыванию 10

6 Методы и приемы развития творческого рассказывания детей 12

7 Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа 13

8 Работа со сказкой, сочинение творческих сказок 15

9 Приемы, способствующие развитию словесного творчества дошкольников 16

10 Различные приёмы в работе над сказкой 18

11 Описание систем диагностики 21

12 План работы практикума по словесному творчеству 22

13 Работа с педагогами 31

14 Работа с родителями 35

15 Список литературы 41

1. Пояснительная записка

Художественное творчество играет огромную роль в эстетическом развитии ребенка. Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.).

Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества.

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".

У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Н. Н. Поддьякова, О. С. Ушаковой, Е. Е. Кравцовой, В. Т. Кудрявцева и др.) о детском творчестве положены в основу многих методик развития речи В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова ( СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи : Автореферат докт. дисс. – М., 1996, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов –

новообразований). Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа ( СНОСКА: Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.).

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

2. Актуальность

Проблемы овладения ребенком умениями словесного творчества связана с особенностями речи дошкольника, такими как ситуативность (мышление ребёнка конкретно, что выражается и в его речи, детский эгоцентризм (обращённость к себе, непосредственность (ребёнок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчёта в том, к кому и в каких условиях он обращается); Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство и создание целостной системы обучения словесному творчеству. Период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью к родному языку и бурным словесным

творчеством, что является хорошей предпосылкой для такой деятельности. Увлекательнее и легче развивать речь детей, познавательные способности, нестандартное мышление, через создание условий для развития словесного творчества детей, развивая детскую фантазию и воображение. Так ребёнок впервые получает уроки коллективного мышления. Дети в группе эмоционально влияют друг на друга: творческая деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого, и при этом каждый обретает дополнительный энергетический заряд, проявляет такую же активность, как его приятели.

Педагогическая целесообразность работы со сказкой заключается в создании обстановки непринуждённости, предоставляется возможность с первых занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечивается ситуация успеха.

Новизна обусловлена тем, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития обучения каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Практическая значимость педагогического опыта заключается в отборе и систематизации современных технологий обучения и моделирования их в реальных педагогических условиях, в описании плана работы практикума по развитию словесного творчества, работы с педагогами и родителями, а также в том, что пособие разработано в игровой форме, что соответствует ФГОС ДО.

3. Задачи, принципы, методы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста :

1. Создать условия для постоянного обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.

2. Обогащать, систематизировать и активизировать словарный запас детей.

3. Систематически проводить лексико-грамматическую и синтаксическую работу.

4. Продолжать работу по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Развивать умения детей связно рассказывать :

- Владеть структурой связного высказывания.

- Знать композицию повествования и описания.

- Умение четко выстраивать сюжетную линию.

- Использовать средства связи.

6. Формировать художественно-эстетический вкус детей. Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.

Принципы:

1. Принцип содержательности, разнообразия тематики и методов работы;

2. Принцип систематичности;

3. Принцип вариативности видов речевой деятельности детей;

4. Принцип сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми

5. Индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Методы обучения :

1. Методы организации и осуществления деятельности: словесный, наглядный, игровой, практический;

2. Методы проблемных и развивающих ситуаций, побуждающих к творчеству.

4. Обучение детей творческому рассказыванию

Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Существуют различные варианты творческого рассказывания :

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Ребята хорошо научились различать сказочные и реальные события. Но на первом этапе стоит напоминать детям разницу между рассказом и сказкой. Необходимо разработать систему последовательных вопросов, которые дадут толчок к творческому воображению детей. Воспитателю необходимо следить за тем,

чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, воспитатель должен предложить детям подумать, что еще могло произойти с героями, обсудить варианты.

2. Придумывание рассказа по плану воспитателя.

Такой рассказ требует уже большей творческой самостоятельности детей, т. к. план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).

Такой вид рассказывания дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединятся одной темой.

4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Это самый сложный вид рассказывания. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Очень важно научить детей оценивать рассказы, придуманные их товарищами, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно- логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Творческое рассказывание оптимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у

детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми.

Существуют различные приемы, позволяющие развивать словесное творчество дошкольников. Одним из таких приемов является опорное моделирование. Модели помогают не только представить какой-либо объект, но видоизменять его, экспериментировать с ним.

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация. В таблице схематически изображаются персонажи сказок, явления природы, различные действия. Используя мнемотаблицы, дети могут

самостоятельно рассказывать сказки, описательные рассказы. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

Работа с загадками, небылицами, сочинение рифм

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитателю с букетиком красивых осенних листьев и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Листочек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

«Загадки».

Содержание загадок можно заключать в рисунки:

1 вид - описательный.

Похоже на столбик-рисунок;

Бывает высоким, низким, тонким, толстым- рисунок;

Зимой спит- рисунок;

Летом шелестит- рисунок.

Отгадка дается тоже в виде рисунка - дерево.

2 вид - описание с элементами отрицания.

Например, составляя загадку про телевизор можно использовать следующие элементы отрицания:

Похож на куб, но не куб;

Цветной, но не радуга и т. п.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному

восприятию. Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком. Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии.

Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. А в нашей группе есть такой волшебный стул, когда сядешь на него, то сразу превратишься в рассказчика, сказочника, а все другие в слушателей.

Публикации по теме:

«Новый день — новое открытие». Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 часть«Новый день — новое открытие». Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 часть В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий в зимний период. ДЕКАБРЬ Целевая прогулка к ели. Цель: Научить детей узнавать.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий на весенний период. МАРТ Экскурсия в парк «Ранняя весна». Цель. Закрепить.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 12 НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ СЕНТЯБРЬ. • Организация конкурса на лучший осенний букет. • Устройство выставки из овощей «Дары осени».

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21 КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ТЕМА "ПТИЦЫ" Эта птица известна всем. Её оперение контрастное, черно-белое. Она приспособилась.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 23Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 23 МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Очень важно предоставить ребёнку возможность выразить свой эмоционально – познавательный опыт,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9 ПЛАНИРОВАНИЕ. В старшем дошкольном возрасте необходимо систематизировать знания о природе и природных явлениях, полученные в младшем возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 1
Опубликовано: 6 мая 2022 в 14:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Трегубова Галина (УИ 1812481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД