Обухов Сергей Александрович
Методическое пособие «Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС требует перестройки учебного процесса и повышения профессиональной традиционной деятельности каждого учителя. Эта проблема становится особенно актуальной. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Начинающие учителя обычно имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. Казалось бы, что профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. На первом этапе для достижения этого успеха молодому педагогу нужна действенная помощь – помощь наставника. Необходимо способствовать развитию личности молодого педагога на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, создать ситуацию успешности работы молодого педагога. Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. Основными формами обучения в школе являются: мастер-классы, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических пособий, разработок, публикаций, анализ посещенных уроков с последующим самоанализом, практические занятия, выступления, встречи с опытными учителями, семинары, встречи с психологом, собеседование. Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесёт максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы её будут связаны с проблемами начинающих педагогов. На каждом этапе деятельности молодого педагога, с помощью специальных методик, проводится диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
Публикация «Методическое пособие „Наставничество как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодого педагога“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
Цель: Постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности, способствовать профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
– создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;
– способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
– помочь начинающему педагогу конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;
– формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;
– творчески внедрять идеи в учебно-воспитательном процессе.
Планируемые результаты:
– повышение качества образования;
– совершенствование системы методической работы;
– подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.
Успешность профессионального становления молодого педагога – воз-можности его самореализации в профессиональной деятельности.
Методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Она призвана развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания. Правовой основой наставничества в школе являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки специалистов образовательных учреждений. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества.
Педагог постоянно работает над повышением профессионального мастерства, овладевает практическими навыками в занимаемой должности, совершенствует свой культурный и общеобразовательный уровень, учится правильно строить свои взаимоотношения с наставником и коллегами. Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании. Передовой педагогический опыт – это результат напряженного, а главное, творческого труда.
Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта:
– Актуальность, т. е. его соответствие тенденциям общественного развития. Педагог находит эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с требованиями общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
– Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.
– Рациональность, т. е. оптимальное расходование сил и средств педагога и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом заданий.
– Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания.
– Новизна. Отсутствие аналогов в практике педагогической работы.
– Значимость. Опыт представляет значимый интерес для определенных категорий специалистов.
– Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).
– Научная обоснованность. Соответствие современным достижениям педагогики и методики.
– Воспроизводимость. Идеи обобщенного опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.
Методы изучения передового опыта:
– Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга учащихся. Сравнение документов педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадицион-ных сторон в педагогической деятельности.
– Наблюдение. Метод наблюдения принесёт определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
– Сравнение. Метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.
– Метод самооценки. Метод оценки личности самого себя, своих возможностей, качеств.
– Беседа. Её ценность, как метода исследования, состоит в том, что она даёт возможность непосредственного контакта с педагогом и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса.
– Изучение продуктов деятельности. Изучение умений и навыков учащихся, приобретённых в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.
Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт можно обобщить в следующих формах :
• доклад, статья, отчёт;
• буклет, плакат;
• компьютерные презентации, видеоролики;
• видеозаписи, магнитофонная запись;
• методические разработки;
• программы, проекты.
Описание передового опыта имеет цель показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации. Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на муниципальных, региональных уровнях, конкурсах профессионального мастерства.
Для системной, научно-обоснованный наставнической деятельности в наличии имеются за каждый учебный год план работы наставника с молодым специалистом, индивидуальная программа адаптации и развития молодого педагога, которая дает возможность дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе реальных возможностей Евгения Васильевича. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы.
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической дея-тельности на основе образовательного мониторинга учащихся;
2. Необходимо показать актуальность, значение (место) в организации молодого педагога и совершенствование учебно-воспитательного процесса;
3. Отметить трудности, с которыми столкнулся молодой педагог;
4. Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на других уровнях, конкурсах профессионального мастерства.
Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.