Папки-передвижки

Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ»

татьяна мельник
Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация экологической тропы в ДОУ

Методическое пособие для воспитателей ДОУ

и педагогов дополнительного образования

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».

Публикация «Методическое пособие „Организация экологической тропы в ДОУ“» размещена в разделах

Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.

Методика организации экологической тропы в ДОУ

Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.

Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из

интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы - «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители. Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей:

• Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

• Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.

В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:

1. Встречи с интересными людьми. (Например педагогами СОДЭБЦ и юннатами)

2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.

3. Посвящение старших дошкольников в экскурсоводы.

Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация :

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов

2. Составление карты-схемы тропы.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.

4. Описание всех видов точек, ознакомление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Роль и значение каждой точки экологической тропы

Экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Видовыми точками могут стать:

Отдельные растения, старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол) ; растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива) .

Сообщества растений, фрагменты ландшафтов, луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений, участки сада, огорода.

Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности, естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы», муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками», обитателей пруда или озера, реки.

Участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках

ТОЧКА «СОСНА»

Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.

ТОЧКА «ПЕНЬ»

Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.

ТОЧКА «РЯБИНА»

Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Рядом с деревом растет чистотел — пример ядовитого и лекарственного растения. Воспитатель рассказывает о правилах обращения с такими растениями и их значении в природе.

ТОЧКА «ЯБЛОНЯ»

Детям предлагают сравнить культурное и дикорастущее дерево. Для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление листопад: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше! — на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики, рассматривают плоды. Кому они еще нужны, кроме человека?

ТОЧКА «ЖГУЧАЯ ТРАВА»

Ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди». (Для чего нужна была крапива главной героине)

ТОЧКА «СЛЕД БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА»

Дошкольники узнают о подорожнике, его приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых площадках. Педагог обращает внимание на строение, низкорослость, выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение используется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с обувью приезжих, поэтому растение распространялось вдоль дорог, там, где побывали европейцы). Дети собирают семена как корм для птиц живого уголка.

ТОЧКА «НАШИ ДРУЗЬЯ ДЕРЕВЬЯ»

Проводится игра «Угадай по описанию». Воспитатель называет

разные признаки деревьев, а дети определяют, о каком именно

растении идет речь. Затем они здороваются с деревьями, обнимают

их, гладят, слушают шелест листвы.

ТОЧКА «АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА»

Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.

Есть три «кита», на которые цветовод опирается при выборе растений для альпинария; экологические «привычки» растений, их форма и размер.

Подбор растений для альпийской горки. В каменном саду растения оказываются в непростых условиях: яркое солнце, нехватка питания в небольшом объеме почвы, риск вымерзания, сильное выветривание. Вот почему столь важно для растений альпинариев учитывать их экологические привычки. Конечно, в каждом регионе есть свои особенности при подборе растений для рокария, но существуют и общие закономерности.

Не стоит отдавать предпочтение экзотике. Красота - удел не только дальних стран. Если присмотреться, она окружает нас в саду, в лесу, на лугах и на полянах. (Брать в лесу и на полянах можно лишь семена и черенки.)

Предпочтительнее растения засухоустойчивые, хорошо переносящие временный недостаток влаги. Это виды, как правило, связанные своим происхождением со степями или сухими горными склонам - гвоздики, тюльпаны, луки, лиатрис, лилейник малый, гейхера и др. достаточно надежды скальные растения, такие как резуха, камнеломки, молодило, очистки, ясколки и растения сухих светлых лесов (анемона лесна, вероника, чина) .

Большинство рекомендуемых растений хорошо растут на любых почвах (кислых, нейтральных и щелочных). Высокое плодородие «альпинийцам» не нужно, поэтому проводить подкормку минеральным удобрением можно лишь один раз в сезон - ранней весной. Навоз противопоказан. Избыток органики может вызвать активный рост вегетативных побегов, что приведет к утрате изящества, характерной внешности. Плотную глину хорошо «разбивать» внесением грубого песка.

Для посадки среди камней предпочтение отдаем растениям низкорослым, желательно не выше 50 см, с красивой, оригинальной формой куста (подушкообразные, конусовидные, стелющиеся, ковровые, со свисающими побегами) .

В альпинариях можно высаживать растения с коротким периодом декоративности (большинство луковичных, но они лишь создают весенние акценты. Предпочтение отдаем вечнозеленым, которые украшают горку в любое время года. Это молодило, резуха, большинство камнеломок. Филигранность серебристой листвы молодила, словно высеченной из камня, нежная зелень узорчатых подушечек разросшегося очистка красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми.

Альпийские растения — жители каменистых предгорных и горных районов. В садах их выращивают на специально подготовленной почве среди валунов, крупных кусков песчаника или природного известняка, создавая необходимые условия для развития корневой системы и подчеркивая декоративные достоинства этих небольших растении.

Место для альпинария необходимо подобрать открытое, солнечное. Деревья и ограды не должны снижать подсушивающее воздействие ветра. Кроны высоких деревьев дадут ненужную тень, а их мощные корни могут подавить рост альпийских растений.

Хорошим местом для создания альпинария является легко

дренируемая почва, которая тем не менее должна удерживать влагу.

Коли естественный дренаж недостаточен, снимают тридцатисантиметровым слой почвы, насыпают слой щебня до 15 см и хорошо его утрамбовываю. Сверху укладывают слой в 25-30 сантиметров тщательно перемешанных песка, гальки, перепревших листьев и торфа.

Несколько крупных камней выглядят красивее, нежели множество небольших. Камни следует размещать так, чтобы самая причудливая форма их поверхности была обращена наружу. Небольшие камни и осколки скальной породы группируют вокруг крупных, которые заглубляют в почву примерно на четверть.

Можно создать приподнятую грядку, основание которой заполнено мелко раздробленными камнями. Подпорные стены - из песчаника, кирпича или обломков плит.

Почву перед посадкой растений обильно увлажняют. В подготовленную лунку опускают растение. Почву хорошенько прижимают к корням. Вокруг насыпают грубую гальку или гравий слоем в 2, 5 см.

Истинная альпийская горка располагается на склоне. Но можно сделать ее и на ровном месте. Посаженные между валунами карликовые хвойные растения или кустарники зрительно увеличивают ее высоту. Альпинарий создают и на стене, стоженной из камней, которые не скреплены раствором. При этом пустоты в некоторых местах заполняют ночной. Можно высадить растения в специальные раковины или лотки.

ТОЧКА «МЕТЕОПЛОЩАДКА С МЕТЕОБУДКОЙ»

Обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием. Перечень метеооборудования:

Барометр -прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое - облачную и дождливую.

Термометр - для измерения температуры воздуха.

Анемометр - прибор для измерения скорости ветра.

На метеоплощадке также находятся: Флюгер, ветряной рукав - приборы для определения на правления и силы ветра.

Воздушные змеи и другие летающие игрушки - показывающие, есть ли ветер.

Солнечные часы - это круг с цифрами («циферблатом», посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.

Дождемер -служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Предсказывать погоду помогают растения и животные:

растения-барометры:

• Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

• Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

• Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости) .

• Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

• Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

Животные-барометры: муравьи (в экологическую тропу включен муравейник, птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

ТОЧКА «ОВОЩНОЙ ОГОРОД»

Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений - должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры,

что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.

Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на

огороде и решить эстетические задачи, в детском саду отказались от

традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка, под которым расправила крылья бабочка (узоры на крыльях составляют овощи с листьями разной окраски, а аптекарский огород - в форме гусеницы. Из лекарственных ноготков и бархатцев получилось яркое, оранжевое солнышко, а из грядок клубники и декоративной капусты - тучи. Забавны и красочны грядки в виде фигур различных животных, цветика - семицветика.

На сюжетном огороде старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салаты) ; пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, кинза, базилик, мята, тмин, любисток и др.) ; луковые (шнитт - лук, лук репчатый, лук - батун, чеснок) ; капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби и др.) ; корнеплоды (свекла, репа, морковь, редис и др.) ; бобовые (фасоль, бобы, горох и др.) .

На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.

ТОЧКА «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД» создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Здесь растут мята перечная, календула лекарственная, радиола розовая, девясил большой, расторопша пятнистая, эхинацея пурпурная, тысячелистник обыкновенный, репешок аптечный, подорожник большой, манжетка обыкновенная, душица, мать-и-мачеха, хрен обыкновенный,

Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, девясилом, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.) .

В старшем, возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

ТОЧКА «ЖИВЫЕ ЧАСЫ»

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачех, ноготков, цикория, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха - на 17 часов (следует помнить, что в разных регионах растения ведут себя по-разному, в литературе обычно приводятся данные для средней полосы) .

В З часа раскрывает цветки шиповник, в 6 часов - одуванчик и полевая гвоздика, в 7 часов - колокольчик, картофель, в 8 часов -бархатцы и вьюнки, в 9-10 часов - календула, мать и мачеха.

В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов - картофель, в 14-15 часов - одуванчик, в 15-16 часов мак, в 16-17 часов - календула, в 17-18 часов - мать-и-мачеха, в 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов - шиповник.

Если полдень растения в том порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки, такие многокрасочные «часы» не только будут радовать красотой, но и позволяет достаточно точно с интервалом 1-1, 5 часа) определять время в солнечную погоду.

Прежде чем составить такие «часы» необходимо провести предварительное наблюдение, так как время «бодрствования» цветов зависит от многих факторов, например географического местоположения.

ТОЧКА «УЧАСТОК ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПТИЦ»

Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь, - в плодовых садах, парках и т. п.

На участке размещают домики - гнездовья: для мелких насекомых птиц (синиц, горихвосток, мухоловок) ; для стрижей, трясогузок.

Делая домики, важно соблюдать правильные размеры, иначе птицы не станут там жить. (Например, размер дна домика для маленьких птичек - синицы, горихвостки - должен быть не более 10x10 см)

Домики делают из хорошо просушенных не струганных досок. В стенках не должно быть щелей и трещин, иначе при холодной погоде птенцы могут погибнуть. Если щели все-таки есть, их следует замазать глиной, замазкой или просто грязью, (домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее) .

Вход в домик для синиц, мухоловок делают очень маленьким – диаметром 3 см (чтобы в него не залез воробей) .

Публикации по теме:

Беседа по видовой точке экологической тропы в ДОУ Беседа по видовой точке экологической тропы ДОУ «Альпийская горка восьмиугольная». Цель: познакомить детей с одним из способов украшения.

Консультация «Создание экологической тропы» Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения.

Методическое пособие для работы с дошкольниками «Экологическая точка на территории ДОУ «Опытнический участок (огород)» Огород расположен на площади 40 кв м. Отведено место для многолетних культур (Лук- батун, щавель, мята, северный чеснок, клубника и т.

Опыт организации экологической тропы в дошкольном учрежденииОпыт организации экологической тропы в дошкольном учреждении Поэт Николай Луконин сказал: «Всё хорошее в людях из детства!» и с этим невозможно не согласиться. Ведь именно детство та благодатная почва,.

Организация экологической тропинки в ДОУ План 1. Понятие «экологическая тропа». 2. Цель создания. 3. Специфика создания экологической тропы для дошкольников. 4. Методические рекомендации.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Паспорт экологической тропы Разработчики: Воспитатель Холопова Ю. А. Паспорт экологической тропы МБДОУ «Детский сад №49» Пояснительная записка В целях экологического.

Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы Актуальность данной темы обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении.

Станция экологической тропы «Сельское подворье»Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.

Паспорт экологической тропы Экологическая тропа Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 17:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна мельник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД