Раннева Мария
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего возраста к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие для педагогов
«Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе»
Пояснительная записка
Публикация «Методическое пособие для педагогов „Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего возраста к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой.
В ФГОС в главе «Общие положения» указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. От того, как будет подготовлен ребенок к обучению в школе, во многом зависит его дальнейшее взросление и формирование.
Многочисленные исследования показали, что игра является эффективным средством умственного развития ребенка, влияет на формирование речи ребенка, воображения, суждений умозаключений.
А. П. Усова отмечает возможности дидактической игры в общей подготовке ребенка к школе, полагая: во – первых, что игра – одна из сфер воспитания детей до школы, предлагает рассматривать ее как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач; во – вторых, игра, разрешая по преимуществу образовательные задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с маленькими детьми; в – третьих, обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией; в - четвертых, лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Целевое назначение
Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.
Задачи:
- развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
- развитие логического мышления дошкольников посредством математического материала;
- углубление представлений детей об окружающем мире;
- учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.
Комплекс дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе состоит из 3-х блоков.
Описание содержания работы
Первый блок «Говоруша», содержит дидактические игры, направленные на развитие речи с элементами обучения грамоте (Приложение 1).
Задачи блока:
- Овладение речью, как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие звуковой культуры речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие речевого творчества;
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности.
В данном блоке с детьми организовываются следующие дидактические игры :
- Игры на развитие связной речи: «Как ты узнал?», «Какая картинка не нужна?», «Исправь ошибку», «Отгадай-ка», «Чего на свете не бывает», «Опиши картинку».
- Игры на развитие лексической стороны речи (формирования словаря) : «Новоселье», «Кто как голос подаёт», «Четвёртый лишний», «Верно ли это?», «Подними цифру», «Найди лишнее слово», «Составь фразу», «Эстафета», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Первоклассник».
- Игры на развитие грамматического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Доскажи словечко», «Напишем кукле письмо», «Кого я вижу, что я вижу», «Прятки», «Один и много», «Объясните, почему…», «Распутай слова», «Добавь слова», «Придумай предложение», «Дополни предложение».
- Игры на формирование звуковой аналитико – синтетической активности: «Закончи слово», «Волшебные кубики», «Веселый поезд», «Найди братца», «Клубочек», «Звуковая зарядка», «Хлопни в ладоши», «Домики для звуков», «Звонкий – глухой», «Бабочки на полянке», «Самый зоркий», «Кто быстрее», «К кому пойти в гости».
Второй блок «Занимательная математика», содержит дидактические игры, направленные на развитие логического мышления с использованием математического материала (Приложение 2).
Задачи блока:
- Формирование представлений о числе и количестве;
- Развитие представлений о величине;
- Развитие представлений о форме;
- Развитие пространственной ориентировки;
- Развитие ориентировки во времени.
В этом блоке с детьми организовываются такие дидактические игры, как:
- Игры на развитие ориентировки во времени: «Назови сутки», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Живая неделя», «12 месяцев».
- Игры на ориентировку в пространстве: «Рисуем дорожку к участку», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Сравни и заполни», «Как расположены фигуры».
- Игры на формирование представлений о числе и количестве: «На зарядку становись», «Назови «соседей» числа», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Матрешки», «Встань на свое место», «Раздели правильно».
- Игры на развитие представлений о форме: «Мастерим геометрические фигуры», «Сложи фигуру», «Кто больше увидит», «Кто быстрее найдет», «Сложи из палочек».
- Игры на развитие представлений о величине: «Посадим ели», «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша», «Кто какого роста?», «Измерь стол», «Измерь сколько гороха».
Третий блок «Почемучка», содержит дидактические игры, направленные на познание окружающего мира (Приложение 3).
Задачи блока:
- Развивать у детей способность к анализу, синтезу;
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки своего поведения в природе;
- Углублять представления детей об окружающем мире. Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.
В представленном блоке организовываются дидактические игры узкой направленности, а именно игры по экологическому воспитанию детей.
Дидактические игры : «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Загадай, мы отгадаем», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Где спрятался зайчонок?», «Чего не стало?», «Опишите, я отгадаю», «Продайте то, что назову», «Магазин «Цветы», «Украсим комнату», Домино «Мы из Красной книги», «Собери букет», «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию».
Каждый блок дидактических игр формирует знания детей в определенном направлении. При переходе из одного блока в другой эти знания расширяются и дополняются новым содержанием, что способствует более эффективной подготовке детей к школе.
Список используемой литературы
1. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М. И. Волошкина. – М. : Начальная школа, 2002. – 160 с.
2. Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. - М. : ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
3. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Старшая группа / Л. В. Минкевич: - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.
4. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л. С. Михайлова, часть 1. — Волгоград: Учитель, 2003. – 166 с.
5. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л. С. Михайлова, часть 2. — Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.
6. Подготовка детей к школе : учебно- методическое пособие / Павлова Л. А. [и др. ]. - М: «Про-пресс», 2002. – 188 с.
7. Соколова, Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет / Ю. А. Соколова. - М. : Эксмо, 2007. – 64 с.
Приложение 1
Комплекс дидактических игр как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе : блок первый «Говоруша»
Задачи блока:
- Овладение речью, как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие звуковой культуры речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие речевого творчества;
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности.
Содержание блока:
Игры на развитие связной речи
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Отгадай-ка»
Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Опиши картинку»
Цель: формировать умение составлять описательные рассказы, опираясь на схему.
Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку набор серийных картинок и просят выложить серии картинок, а затем составить рассказы по серии.
Развитие лексической стороны речи (формирования словаря)
«Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаё тся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещё н свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? Л. Станчев
«Подними цифру»
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
1. Алеша спит.
2. Петя кормит кур.
3. Врач лечит больного ребёнка.
4. Мама купила Наташе красивую куклу.
5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.
«Найди лишнее слово»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.
Перечень серий слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Составь фразу»
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Наоборот»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
«Скажи по-другому»
Цель: Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.
«Первоклассник»
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.
В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.